Амбразевич: нововведения в работе КПЧ преследуют цели оказания политического давления

Сенаторы во время десятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва одобрили законопроект "О денонсации Республикой Беларусь Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах". 


Как ранее сообщала sb.by,  законопроектом предусматривается прекращение участия Республики Беларусь в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. Факультативный протокол устанавливает механизм подачи и рассмотрения в Комитете ООН по правам человека сообщений от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав.

Представляя законопроект в Совете Республики, заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич напомнил, что факультативный протокол вступил в силу для Беларуси 30 декабря 1992 года: 

-  При оформлении факультативного протокола правительство Беларуси исходило из целесообразности максимального использования экспертного потенциала комитета ООН по правам человека для совершенствования национальной системы государственных и общественно-политических отношений, в частности обеспечения и защиты прав человека. Участие Беларуси в факультативном протоколе, как представляется с позиций сегодняшнего дня, сыграло свою положительную роль в решении названных задач. С 2000-х годов взаимодействие Беларуси с комитетом в рамках факультативного протокола характеризовалась нарастающим расхождением в толковании его функции и мандата по рассмотрению индивидуальных сообщений, отметил замминистра. 



По словам Юрия Амбразевича, ожидалось, что независимые международные эксперты будут беспристрастно рассматривать индивидуальные сообщения граждан Республики Беларусь и принимать по ним соображения, которые в последующем могут быть использованы правительством в целях совершенствования национальной системы и законодательства: 

-  В реальности же с момента присоединения Беларуси к факультативному протоколу комитет значительно отошел в практике своей работы от строгого соблюдения положений текстов как самого пакта, так и факультативного протокола и неоднократно без запрашивания мнений государств-членов толковал их положения, расширяя свои полномочия. Без какого-либо согласованного в рамках должной межправительственной процедуры мандата КПЧ фактически сформировал собственное понимание положений пакта и факультативного протокола по определенным вопросам и начал использовать такой анализ, как источник права в своей деятельности. Ссылаясь на несогласованные в межправительственном порядке нововведения в правилах процедуры, комитет ввел в свою работу контролирующие полномочия и стал позиционировать себя как международный орган защиты конкретных авторов сообщений. При этом ни международный пакт о гражданских и политических правах, ни факультативный протокол не придают решениям КПЧ по индивидуальным сообщениям юридически обязывающего характера.

Такие нововведения в работе комитета, явно выходящие за его изначально закрепленный в международном пакте и факультативном протоколе мандат, по своей сути, являются вмешательством в компетенцию национальных правоохранительных систем и преследуют цели оказания политического давления на национальные судебные системы, констатировал Юрий Амбразевич. 

-Цель ясна - добиться реализации решений КПЧ в рамках сформированных его собственной практикой доктринальных подходов, определенных доминированием Запада в структурах ООН. Одна из наиболее системных проблем в нынешней работе КПЧ состоит в том, что комитет на постоянной основе в нарушение требований факультативного протокола не соблюдает правила о приеме индивидуальных обращений от граждан Республики Беларусь к рассмотрению. Прежде всего в плане признания факта неисчерпанности внутренних средств защиты. Несмотря на возражения правительства, комитет признает жалобы приемлемыми и рассматривает их по существу. Такая позиция КПЧ, помимо создания неприемлемого с точки зрения международного права фактора вмешательства во внутренние дела суверенного государства со стороны экспертного органа в нарушение определенных ему полномочий, не обеспечивает нам минимально достаточных возможностей эффективной защиты и отстаивания прав национального правительства в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, - пояснил замминистра.


Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ