Аналитик БИСИ рассказала, как отличить фейковые социологические опросы от реальных цифр
Фото из архива «СБ»
Как отметила Светлана Алейникова, есть несколько основных признаков фейковой социологии.
– В любом грамотном социологическом исследовании всегда понятен исполнитель. Это должна быть либо аккредитованная структура, если мы говорим о Беларуси, либо более-менее известная социологическая структура, если речь идет о других странах. Как правило, такие исполнители дорожат своим именем и не будут допускать манипуляций, – рассказала аналитик БИСИ.
Второй момент, на который необходимо обращать внимание, – выборка.
– Если, например, в исследовании написано: «Опрос проводился во всех деревнях Республики Беларусь», это манипуляция. Во-первых, не указано четкое количество, методика отбора. Во-вторых, ни один социологический опрос не будет проводиться во всех деревнях. Сразу понятно, что это манипуляция, и опрос в принципе не проводился, – добавила спикер.
Также в исследовании должно быть указано количество опрошенных.
– Численность в социологии не означает качество. Важно соблюсти пропорцию. Если численность, например, 100 тысяч человек, но это аудитория конкретного Telegram-канала, она будет давать срез этой группы. Это может быть полезное маркетинговое исследование, но результаты нельзя применять ко всему обществу. И еще один признак того, что вас пытаются обмануть, – манипуляция, скрытая в вопросе. Этим пользуются недобросовестные социологи. Например, можно задать вопрос «Давно ли вы подвергались насилию?». Такой вопрос изначально подразумевает, что респондент подвергался насилию, – отметила Светлана Алейникова.