Бывшая узница Озаричей: нас заражали тифом, люди тысячами лежали прямо на снегу, это был настоящий ад!
Больше тысячи человек приняли участие в памятном митинге в Озаричах. Сегодня у мемориального комплекса на месте лагеря смерти прошли мероприятия, посвященные 80-летию освобождения 33 тысяч узников бойцами Красной армии. Главными героями стали те, кто в совсем юном возрасте перенес страшные страдания, кто видел смерть, кто сам на волосок был от гибели.
Над лесом, 80 лет назад наполненным стонами боли и предсмертными криками, сегодня плывет звон колоколов. С архивных фотографий на стелах недавно обновленного мемориального комплекса смотрят глаза тех, кто провел в этом аду под открытым небом, в холоде, голоде, болезнях не один день.
Сегодня, в годовщину освобождения, в Озаричах собрались самые разные люди. Здесь те, кто по долгу службы и совести стоит на страже исторической правды, здесь молодежь, от которой зависит будущее страны, здесь простые люди, и у каждого отыщется семейная боль и горечь, порожденная нападением нацистов на нашу землю. Но почетное место на митинге-реквиеме отвели живым свидетелям тех адских событий. Сейчас их головы седые, а в 1944 году, когда захватчики сгоняли сюда мирных жителей, этим людям было по 7, 12, 14 лет. И испытанное в детстве страдание наложило отпечаток на всю их жизнь.
– Жлобин весь вывезли немцы. Нагружали вагоны-телятники людьми, полностью забивали, как селедки в бочку, – вспоминает путь в адский лагерь смерти Тамара Ловецкая из Жлобина. – Мы стояли в Красном Береге, потом выгрузили вагоны, у нас все забрали и погнали по дороге, по которой немцы возили лес. Она была разбита, снег перемешан с грязью, невозможно идти. Люди отставали. А потом начали раздаваться автоматные очереди – немцы убивали отстающих. А в этой колонне были женщины, старики и дети. И так это длилось три дня.
На третий день Тамара Ловецкая попала в лагерь, ей было всего семь лет. Здесь не было никаких построек, только огороженная и заминированная территория на болоте.
– Встанешь на снег, а под ним вода. Был март, но рядом с нами местные женщины говорили, что здесь они уже 18-е сутки. Над нами летали самолеты, нас заражали, тиф быстро распространялся, давал очень большую температуру. Люди тысячами лежали прямо на снегу, это был настоящий ад! – рассказывает Тамара Ловецкая.
Сидящая рядом с ней землячка и сестра по несчастью Полина Макеева в лагерь попала в девятилетнем возрасте. Было холодно, девочка сидела в воде, и в какой-то момент у нее просто примерзли руки. Какой-то незнакомый дедушка разбил образовавшийся лед, и она смогла освободиться. В один из дней на ее глазах немец убил младенца. Убил и засмеялся...
Выступая перед участниками митинга, бывший несовершеннолетний узник Владимир Гордиенко слез сдержать не смог:
– Как сейчас помню, 19 марта 1944 года мы измученные, в полуобморочном состоянии выходили из концлагеря по тропинке, которую разминировали бойцы генерала Батова. Освобождение из плена для меня стало вторым днем рождения!
Узников трех лагерей, сегодня известных как комплекс Озаричских лагерей смерти, хотели использовать как биологическое оружие. Заболевшие тифом должны были заразить красноармейцев и сдержать таким образом наступление. Жертвы среди солдат были, но освободители сделали все, чтобы минимизировать урон, а главное – освободили из страшного плена больше 33 тысяч мирных жителей. Не зря сегодня в Озаричах министр внутренних дел Иван Кубраков особо подчеркнул:
– Здесь проявили огромный героизм военные медики, бойцы Красной армии, освобождавшие пленных. У нас, в Беларуси, чтут память всех погибших в годы Великой Отечественной войны: и мирных граждан, и тех, кто вызволял страну.
Почтить память павших, героев-освободителей в Калинковичский район съехались не только со всей страны, но и из-за рубежа. Василий Каковка из города Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа в Озаричи старается приезжать каждый год. Сегодня он взволнованно показывает журналистам фотографию, которую совсем недавно сумел отыскать в интернете:
– Вот мой отец держит свою сестру Ольгу, а она уже заболела тифом. Он ее спасал и держал постоянно на руках. Говорят, за одну ночь здесь умирало по тысяче человек. Я приезжаю сюда постоянно, чтобы не утратилась память, чтобы сказать спасибо. Только благодаря тому, что наши бойцы освободили лагерь, мои родные остались живы!
Фото автора и БЕЛТА