Что делать, если начальник повышает голос и унижает – рекомендации психолога

Начальников чаще всего не выбирают. Как быть, если вы любите и дорожите своей работой, но подчиняетесь человеку, который по отношению к вам ведет себя недружелюбно? Адресовали вопрос психологу Ирине Паниной.

magistika.com

Ирина Николаевна начала издалека…


– Орать, выясняя отношения на школьных переменках, нас отучила новая учительница русского. Сама она была вся плавная. Вот это правильное слово – плавная. Округлая, с округлым голосом и обращением к ученикам на «вы». По-моему, это был мой первый опыт, когда мне, пятиклашке, говорили «вы».

Она говорила это «вы» буквально всем, не напрягаясь. Эта вежливость, точнее, уважение к достоинству любого человека шли у нее изнутри. «Вам, Ира, два за содержание… За орфографию – пятерка. Я полагала, Ира, что вы напишете развернуто, ведь это сочинение».

Ага, развернуто. Вот не любила я писать. Совсем. Я не писала даже «дано» и «ответ» в задачах по точным наукам, решая все в уме, – и получала низкий балл за оформление работы.

И как хотелось криком доказать, что вот – решение ведь верное, ведь это – математика, с какого перепугу снижать отметку по языковым критериям? Доказывала дома, с криком и «соплями». Обидно было… Потому что – незаслуженно, с моей точки зрения.

И вот эта учительница русского как-то, разбирая произведение, сказала своим мягким голосом, что истина – тиха. Ее не требуется выкрикивать и защищать. Кричит обычно тот, кто или не прав, или чувствует свою уязвимость. И именно поэтому он защищается.

Для чего мне было кричать маме в лицо, что я «все правильно решила»? Чтоб защититься. Там, в школе, у меня была заведомо проигрышная позиция по меркам «учитель всегда прав». И мне хотелось поддержки значимого для меня человека в том, что «я в порядке». И это был крик отчаяния, потому что я не знала, на какую сторону встанет мама – на сторону «взрослых» или мою.

psyfiles.ru

И, раз пошла школьная тема, вспомню еще учительницу истории, которая задавала нам каверзные вопросы относительно многочисленных войн в истории человечества. «Причина это была для войны или только повод?» – спрашивала она, заставляя нас думать об этом. Мы переставали удивляться той малости, из-за которой могла разгореться война, понимая ситуацию на ином, глубоком уровне. Мы понимали больше. И притихали.

К чему я вспомнила свои школьные годы? Это пролог к разговору о том, как строить свое общение с людьми, которые попадают в разряд «неприятных». Орут чуть что, язвят и нападают. Или взрываются, заводятся с пол-оборота – не знаешь, право, как вести себя с такими персонажами. А если это руководство? Вообще становится невыносимо, потому что получать на орехи приходится регулярно, а вот причина этой ореховой начинки в словах и поступках начальника неизвестна.

Итак. Имеем первое: люди зачастую кричат, чтобы защититься. И нападают с той же целью, поскольку нападение – лучшая защита.

От чего защищается этот человек – тема его личной терапии. Людям, вынужденно взаимодействующим с ним, надо понимать, что речь идет о базовой потребности человека – потребности в безопасности.

Если человек неадекватно реагирует на внешние обстоятельства, обычно это значит, что в психике у него есть причина, которая отвечает за такую острую, необычную чувствительность к «стандартным» ситуациям. По логике вещей, именно для этого человека именно эта «стандартная» ситуация имеет скрытый отрицательный заряд, неизвестный окружающим и, скорее всего, ему самому.

Это тоже тема личной терапии человека-«взрывпакета», подразумевающей погружение в гипноз для восстановления в памяти события, которое теперь ставит ряд стандартных для людей событий в разряд «опасных» для него и требует стратегии защиты. Это может быть нежелательным поведением для самого «носителя».

cdn.fishki.net

Что же делать другим людям, подчиненным, если вспыльчивый индивид не идет на терапию, потому что достиг высокого поста и этим самым защитился? И теперь может и кричать, и нестандартно реагировать, имея новую броню в виде социального статуса (положение, деньги)?

Я уточню. Что делать, чтобы не провоцировать начальника на нападение в свою сторону? Ответ: дать ему состояние безопасности иным способом.

Один из ярких критериев тревожности (отсутствия безопасности) – неопределенность. Будьте открыты со своим шефом в плане своей работы. «Сюрпризы» и «дуракам полработы не показывают» могут породить взаимное недоверие.

Не умничайте слишком. (Не забывайте писать слова «дано» и «ответ» в своих регулярных отчетах.)

По примеру животных демонстрируйте позу покорности.

polevskoy.ru

Кому-то все три пункта делать очень легко. Достаточно посмотреть на любимчиков какого-либо самодура, чтоб убедиться в этом. Кому-то это трудно потому, что его собственная психика устроена иначе, и ломать себя «позой покорности» выше его сил.

Только так можно обеспечить безопасность шефу? Нет. Позиция может быть такая.

У вашего шефа есть власть? Какая? Нормативная. У вас тоже есть власть. Какая? Власть эксперта. Это если вы – профи в своем деле. Вы соблюдаете нейтралитет, вы оба нужны друг другу. Шефу нужен продукт вашей деятельности, вам – деньги.

Накапливайте личную силу и развивайте свой профессионализм. Станьте тем ресурсом, который вашему шефу будет жалко потерять, поскольку в вашем качестве эксперта-профи он будет видеть новый слой своей защиты. Формально, ведь он приобретает часть вашей власти – власти эксперта. И это усиливает его позицию, обеспечивая ту самую безопасность.

Если речь идет о близких людях, то, получив «истерику» на ровном месте, можно попросту обнять кричащего и спросить, про что на самом деле он кричит и плачет. Ведь поводом к той самой истерике может стать самая малость, последняя соломинка на спине верблюда.

Вы спросите: кто же велел молчать, раз тяжело? Надо говорить заранее, что нравится, а что не нравится! Пойдите к зеркалу и там спросите про все «последние капли» в вашей собственной жизни, переполнившие чашу терпения.

Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы опытным психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».