Депутаты приняли в первом чтении законопроект "Об изменении Уголовно-процессуального кодекса"

Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект "Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь" (по вопросам апелляционного и надзорного производства).



Проект закона был внесен в Палату представителей Президентом Республики Беларусь 15 марта.  Предметом правового регулирования проекта являются нормы раздела X (производство по пересмотру приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство), и XII (производство по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений (надзорное производство) Уголовно-процессуального кодекса.

Проектом предусматриваются следующие основные изменения. Для урегулирования апелляционного порядка пересмотра приговоров и решений Верховного Суда, вынесенных им по первой инстанции, проектом вносятся изменения в ст. 370 и 371 УПК (пункты 10 и 11 статьи 1 проекта). В целях совершенствования процессуального порядка пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в проекте раздел XII УПК излагается в новой редакции.

Так, для разграничения полномочий проверочных инстанций и исключения дублирования их функций раздел XII УПК в проектной редакции содержит две главы, регулирующие вопросы производства в суде кассационной инстанции и производства по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, Верховным судом (надзорное производство). Таким образом, кассация и надзор являются дополнительными способами проверки судебных актов на предмет судебной ошибки и относятся к экстраординарным процедурам судопроизводства. Введение нового института пересмотра судебных решений обусловлено необходимостью обеспечения более широкого доступа к инструментам обжалования лиц, не согласных с состоявшимися судебными постановлениями. В результате изучения международного законодательства, научных исследований и мировой юридической практики разработчиками проекта закона предлагается использование в национальном уголовном процессе термина "кассационное производство".


Основным моментом, отличающим предлагаемую кассацию от действующего надзорного порядка, является то, что предметом рассмотрения суда кассационной инстанции будет являться жалоба кассатора, подаваемая непосредственно в суд кассационной инстанции. Для этого проектом предусматривается установление более узких оснований к пересмотру в кассационном и надзорном порядке (только по вопросам правильности применения материального или процессуального права), закрепление кассационного порядка проверки подавляющего большинства судебных постановлений на уровне судов областного звена, установление исключительного по своему характеру судебного надзора только на уровне Верховного Суда с одновременным исключением из компетенции Пленума Верховного Суда рассмотрения в порядке надзора конкретных уголовных дел.

Для кассационного обжалования судебных постановлений законопроектом предлагается установление следующих ограничений ("фильтров") для уголовных дел: исключение возможности обжалования в кассационном порядке приговоров, определений и постановлений областных, Минского городского судов, а также судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, если они являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде. Закрепляется возможность однократного обжалования судебного постановления (обращение в суд кассационной инстанции с повторной жалобой или протестом не допускается). Сохраняется возможность кассационной проверки имеющих значение для обеспечения единообразия судебной практики дел по усмотрению руководителей областных судов и Верховного Суда, а также Генеральной прокуратуры.