«Доверчивые, как дети»: как мошенники обманывают старшее поколение

Удивляет, с какой легкостью мошенники обманывают пожилых, ведь это люди с богатым жизненным опытом. Тем не менее пенсионеры в качестве жертв наиболее часто фигурируют и в реальных кражах, и в виртуальных. Специалисты объясняют это тем, что с возрастом снижаются когнитивные способности, реакция, переключаемость. Поэтому, например, кибермошенники говорят много и быстро, чтобы жертва не успела ничего сообразить. И это работает.


Киберкражи

Кражи денег с карточек пенсионеров остаются бичом сотрудников отделений по противодействию киберпреступности. Вроде сколько об этом ни говорилось, ни писалось, а результат оставляет желать лучшего. Ведь только появляются новые изменения в старой схеме, то люди перестают быть бдительными и покупаются. Например, недавно минчанину в Viber пришло сообщение якобы от администрации мессенджера. Суть его в том, что аккаунт нужно защитить, для этого пользователь должен перейти по прикрепленной ссылке. Он кликает и тем самым дает доступ мошеннику в свою учетную запись в Viber. Затем автоматически происходит блокировка учетной записи на телефоне жертвы. А мошенник тем временем звонит другим людям с заполученного номера.

Что это значит? Раньше людей предупреждали, что если на любой мессенджер звонит зарубежный номер и человек на том конце провода представляется банковским работником или сотрудником правоохранительных органов и интересуется вашими личными данными, то это мошенник. И действительно, народ стал более осмотрителен. Количество преступлений снизилось. Казалось бы, идем на повышение цифровой грамотности среди населения. Но недолго музыка играла... Видя, что люди не покупаются на старые уловки, киберворы провернули следующее: отправляют в Viber ссылку от якобы службы поддержки, или интернет-магазина, или от имени какого-то конкретного пользователя – различные ситуации встречаются. Когда жертва нажимает на эту ссылку, то мошенник удаленно подключается к мессенджеру. А у основного пользователя может произойти блокировка его учетной записи. Таким образом, имея ваш номер, преступник звонит своим жертвам от вашего имени. И милиция, расследуя дело о краже средств, выходит на вас. А дальше уже выясняется, каким образом у преступника оказался доступ к мессенджеру.

– Ни в коем случае нельзя открывать ссылки, которые приходят вам от неизвестных пользователей, – призывает начальник ОПК КМ Центрального РУВД Минска Юрий Лукашевич. – Но есть вариант, как можно деактивировать второе устройство, подключенное к вашему мессенджеру. Ведь, по сути, вы сами даете «добро» преступнику и пускаете его в свою учетную запись, подтверждая активацию новых устройств к вашей учетной записи. В общем, чтобы отключить постороннее лицо от своего мессенджера, откройте «Настройки > Учетная запись > Компьютеры и планшеты > Деактивируйте добавленное устройство». Этим способом можно в любое время деактивировать второе устройство.

«Плачущие» в трубку аферисты

В Центральное РУВД с начала года обратились 38 пенсионеров, которые стали жертвами «плачущих» в трубку мошенников. Сказка одна и та же: дочь, внучка или еще кто стали причиной аварии, и пострадавшая сторона срочно требует деньги. Бабушки и дедушки, перепуганные, тут же выгребают из закромов все свои многолетние накопления и вверяют в руки курьера, приехавшего за деньгами.

– Схемы у мошенников давно апробированы, разве что роль «пострадавшей» выпадет то дочке, то внучке. По всей видимости, преступники не располагают данными о потенциальной жертве, а узнают их в ходе разговора. Чтобы подтвердить эту версию, достаточно смоделировать простую ситуацию: вы снимаете трубку и слышите плачущий голос, который обращается к вам, как к близкому человеку. На эмоциях вы тут же переспрашиваете: «Оля? Это ты?» Вот, имя уже есть... Лучше всего положить трубку, когда слышите в ней истерику, плач, крик. Затем наберите номер родственника, который якобы попал в ДТП, и узнайте, как он, где и не случилось ли чего, – советует начальник уголовного розыска Центрального РУВД Александр Масловский.