Эксперт: технологический суверенитет необходим только в критически важных отраслях экономики СГ

С введением санкций против России и Беларуси ряд зарубежных компаний ушли с наших рынков. Однако, как часто повторяет Президент Беларуси Александр Лукашенко, санкции — это время возможностей. Поэтому Беларусь и Россия сделали ставку на достижение научно-технологического суверенитета Союзного государства. При этом, по мнению политолога Алексея Дзерманта, абсолютная технологическая независимость любого государства невозможна, поэтому акценты во взаимодействии должны быть точечными.

Фото из архива «СБ»

— Полностью независимыми стать невозможно, и к этому не надо стремиться, потому что нельзя объять необъятное, — объяснил эксперт. — Однако нужно быть независимым в критически важных сферах и отраслях. Если мы видим, что нам не хватает станков и приборов для производства определенной продукции: военной или гражданской, чего угодно — там и нужно сфокусировать внимание.
Глубоко интегрированная инновационная экономика Беларуси и России обеспечивает их самодостаточность и устраняет технологическую зависимость от стран Запада, что особенно актуально в текущий период.
Развитие цифровых технологий и высокотехнологичных производств позволяет создавать новые рабочие места, стимулирует экономический рост и ведет к повышению благосостояния граждан Беларуси и России.
— Производство средств производства (по Марксу. — Прим. ред. ) — это высшая степень технологического суверенитета, — дополнил Алексей Дзермант. — То есть нам необходимо производить свои станки и приборы, нужно объединять усилия с Россией в этом направлении. А производить все-все-все, наверное, и не стоит. Нам важны критические сферы, на которые должны влиять только мы. Это ВПК, определенные гражданские технологии, транспорт. Туда нужно инвестировать и импортозамещать.
Россия и Беларусь утвердили 16 проектов промышленной кооперации стоимостью 80 млрд руб. Наиболее приоритетные отрасли для реализации данных проектов: радио- и микроэлектроника, фармацевтика, легкая и автомобильная промышленность, тяжелое, нефтегазовое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и др.
Алексей Дзермант привел пример:

— Сильной потребности, например, в том, чтобы выращивать у себя бананы, у нас нет. Хотя мы, конечно, можем экспериментировать в теплицах. Но гораздо проще купить их в дружественных нам странах Латинской Америки или Африки. А средства производства там не купишь. И здесь у нас есть потенциал, его нужно объединять, уходить от лишней конкуренции, где это неоправданно, и вместе вкладываться в создание совместной продукции.



СПРАВКА «СБ»

Новая Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года предусматривает запуск крупных проектов по импортозамещению и создание конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эту совместную стратегию Беларусь и Россия утвердили в 2024 году. Документ был разработан НИЦ «Курчатовский институт», Национальной академией наук Беларуси и Государственным комитетом по науке и технологиям Беларуси.

В Союзном государстве реализуются 7 совместных научных программ в области биотехнологий, информационных систем, космоса и наноматериалов. Всего с 2000 года Россия и Беларусь реализовали около 70 совместных проектов в научно-технологической сфере на общую сумму 55 млрд российских рублей.

Союзное государство разрабатывает целый ряд новых программ в сфере высоких технологий: создание бортовых средств и аппаратуры малых космических аппаратов, оборудования для солнечной энергетики, новых препаратов для ранней диагностики онкологических заболеваний, технологий высокопродуктивного сельского хозяйства.


Фото: Диана МИХАЛЕВИЧ