«Формула-1». Гран-при Италии. «Феррари» возвращает должок своим «тиффози»

Если в эпоху Михаэля Шумахера «Феррари» выиграла в Монце за 11 сезонов 7 раз, то вот затем итальянским «тиффози» приходилось долгое время ждать успеха своей любимой команды. И случилось это всего лишь дважды: в 2010-м гимн Италии звучал в королевском парке на подиуме благодаря Фернандо Алонсо, а затем в 2019-м победу здесь одержал Шарль Леклер. Без всякого преувеличения можно сказать, что итальянская скудерия с эмблемой гарцующего скакуна сильно «задолжала» своим болельщикам по подобному успеху.

Первый поворот стартового круга — Рассел (справа) срезает шикану

Впрочем, в эту победу сейчас мало кто верил. Слабое квалификационное выступление действующих чемпионов — команды «Ред Булл» — еще не означало, что представители «Феррари» выиграют гонку. Шарль Леклер и Карлос Сайнс были на стартовой решетке соответственно лишь на 4-м и 5-м местах. От Ферстаппена и Переса их отделял Льюис Хэмилтон, который в субботу вечером предавался самоуничижению за свое слабое выступление. Хотя о слабости 6-го результата в Монце в этот раз говорить можно было бы только с большой натяжкой. Ведь от времени поула, заработанного Ландо Норрисом, результат британского чемпиона отличали всего каких-то 0,186 секунды. Подобной плотности в первой шестерке по итогам квалификации в «Формуле-1» не наблюдалось уже почти 75 лет.

Можно лишь позавидовать оптимизму Переса, Рассела и Риккиардо на параде перед стартом

Будем откровенны, стартуя с 4-й позиции на самой скоростной трассе календаря и имея 3-ю по скорости машину, Шарль Леклер о победе мог только мечтать, рассчитывая на технические неполадки у соперников, удачный выезд машины безопасности или на счастливую случайность. Но оказалось, что может быть еще и удачное стечение обстоятельств. Только вот без мастерства и заслуг самого пилота итальянской скудерии подобного бы не произошло.

Внутренние разборки в «МакЛарен»

В отличие от своих 6 предыдущих неудачных стартов с поул-позишн в этом сезоне, Ландо Норрис великолепно тронулся в этот раз с места и в первый поворот вошел по-прежнему лидером пелотона. Связка в виде «шиканы» в первых двух поворотах автодрома в Монце — весьма характерная. Здесь, как правило, собирается большая часть аккредитованных фотографов, поскольку борьба идет упорная, и редко когда здесь обходится старт гонки без событий и контактов. Да и в последующем это место является одним из самых предпочтительных для обгонов, поскольку оно завершает длинную скоростную прямую, на которой гонщики могут использовать систему подвижного крыла DRS и, при умении, слип-стрим (воздушный мешок позади впереди идущей машины. — Прим. автора).

Здесь Норрис даже не подозревает, что Леклер его обгонит за счет тактики с одним пит-стопом

Остальные пилоты четырех команд-лидеров также сохранили свои позиции, за исключением Джорджа Рассела. Британец стартовал третьим и рассчитывал улучшить свою позицию за счет обгонного маневра в конце стартовой прямой. Но Оскар Пиастри на своем «МакЛарен», видя, как его напарник смещается к центру траектории при входе в первый правый поворот, принял чуть левее, чтобы следовать за Ландо Норрисом по внешней траектории. Рассел же также рассчитывал именно на внешнюю траекторию, и для того он начал торможение позднее пилотов британской «конюшни», чтобы иметь некоторое преимущество. Но Джордж слегка перестарался и, осознав, что уже не вписывается в поворот, решил срезать шикану, проехавшись между белыми пластиковыми барьерами. Из-за этого, вернувшись на трассу, пилоту «Мерседес» пришлось пропустить почти всю лидирующую группу, кроме Серхио Переса. Как оказалось, Рассел еще и повредил обшивку своего автомобиля, что замедлило его в дальнейшем еще больше.

Скорость под 300 км/ч, сражение Джорджа Рассела и Серхио Переса

На этом приключения стартового круга не закончились. Уже через несколько секунд на входе в следующую шикану Оскар Пиастри предпринимает атаку на своего напарника, и ему удается выйти вперед. Ландо Норрис никак не ожидал столь ретивых действий со стороны товарища по команде, тем более в таком неожиданном месте. Здесь редко кому удаются чистые обгоны, если только не иметь значительного преимущества над соперником. Ландо пришлось даже слегка отвернуть руль в сторону, чтобы избежать столкновения. Впрочем, пилоты «МакЛарен» корректно разминулись, не доводя противостояние до контакта.

Смена лидера на втором круге — впереди Оскар Пиастри на своем «МакЛарен»

Однако на выезде из этой связки поворотов Норрис слегка снизил темп разгона, поскольку вынужден был ехать не по той траектории, которую задумывал заранее. Этого минимального замешательства хватило Шарлю Леклеру, который отчаянно пытался воспользоваться моментом внутрикомандной борьбы соперников. Пилот «Феррари» даже выехал задним колесом на траву и слегка притормозил перед следующим виражом, но своего добился. К середине круга он был уже на 2-й позиции, разместившись между машинами «МакЛарен».

Леклер, Норрис, Сайнс пытаются угнаться за слишком быстрым Оскаром Пиастри

Таким образом, лидерство по итогам стартовых перипетий заслуженно отвоевал себе Оскар Пиастри, а его напарник после поула скатился на 3-ю позицию. Учитывая, что реальных шансов составить конкуренцию действующему чемпиону в борьбе за титул-2024 больше сейчас у Норриса, действия его австралийского напарника вызвали волну обсуждений, подогреваемую вопросами журналистов в их интервью с представителями британской команды. Однако руководство «МакЛарен», хотя и обещало разобрать эпизод этого обгона Оскара Пиастри после гонки, все же продолжило придерживаться тактики предоставления возможностей равной борьбы своим пилотам. По сути дела, в этом есть резон. Командный кубок не пострадает от того, кто именно составит конкуренцию Максу Ферстаппену. Главное, чтобы обошлось без столкновений и сходов, вызванных действиями самих пилотов британской «конюшни». А уж кому именно достанется чемпионский титул, тут пусть они решают свой спор на трассе.

Во всяком случае на данном этапе, когда до окончания сезона есть еще 8 гонок, откровенной командной тактики в пользу лидирующего пилота «МакЛарен» мы не ожидаем. Посмотрим, как сложится обстановка после предстоящих Гран-при в Баку и Сингапуре. Ведь если «Ред Булл» вернет себе обозначенное в начале сезона доминирование и Макс Ферстаппен снова начнет штамповать одну за другой победы на этапах, то и решения спора между Оскаром и Ландо не понадобится. Но нам все же хотелось бы, чтобы новые лидеры чемпионата, на роли которых себя уже попробовали и «Феррари», и «МакЛарен», и даже «Мерседес», продолжали радовать нас неожиданными победами. Тогда на их фоне Ферстаппен как действующий чемпион, чтобы сохранить свое пока еще убедительное лидерство, будет вынуждать рисковать и бороться за каждое очко. А это, безусловно, придаст всем оставшимся гонкам особый вкус борьбы.

Искусство правильно выбранной тактики

Перед гонкой командные штабы тщательно разрабатывают стратегию и тактику для своих пилотов. Это становится своего рода коммерческой тайной, которую стараются скрыть от соперников. Поэтому по ходу гонки в переговорах пилотов со своими инженерами мы слышим явное кодирование информации, типа «идем на вариант А» или «работаем по варианту В». Иногда, чтобы скрыть свой истинный тактический замысел, механики выбегают из боксов, делая вид, что готовятся принять для замены шин одного из своих пилотов. Соперники реагируют, приглашая своего гонщика также на пит-стоп, а первые затем обратно уносят шины в гараж, оставляя пилота на трассе.

Порой таким образом вводя в заблуждение конкурентов по поводу своей тактики, командные мостики добиваются преимущества, отыгрывая одну или больше позиций. Зачастую в нужное время проведенный пит-стоп позволяет добыть успех без непосредственно обгона на трассе. Ведь любой обгонный маневр машин, имеющих близкие между собой технические характеристики, — это риск столкновения или потери скорости из-за вынужденного торможения и блокировки колес. Отсюда и возник термин «искусство правильно выбранной тактики».

Провалив старт, Джордж Рассел всю гонку сражался против Серхио Переса за 7-е место

На этом Гран-при Италии мы стали очевидцами тактической борьбы «МакЛарен» и «Феррари», которая в сочетании с талантливым пилотированием гонщиков и предопределила результат гонки. Признаюсь, для многих он был неожиданным.

Поскольку догнать и опередить Шарля Леклера на трассе у пилота «МакЛарен» Ландо Норриса не получалось, британцы решили позвать в боксы своего подопечного первым из лидирующей группы. Причем команду ехать в боксы Норрису передали в самый последний момент, и британский гонщик так торопился, что даже жестко заблокировал колеса «до дыма» при въезде на пит-лейн. Как раз прямо напротив таблички ограничения скорости, которое должно строго соблюдаться для обеспечения безопасности работающего у боксов персонала. Болид «МакЛарен» занесло от экстренного торможения на узенькой дорожке въезда на пит-лейн, гонщик едва избежал столкновения с ограничительным знаком. Понятно, что после такого торможения дальнейшее использование этих шин уже было невозможным, но в этом и не было необходимости. Ведь Норрис ехал за новыми колесами.

На следующем круге в «Феррари» решили ответить тем же и пригласили Шарля Леклера также на замену стартового комплекта шин. Однако на трассу монегаск вернулся позади своего соперника. Просматривая в повторе видео этой тактической комбинации, приходишь к выводу, что именно экстренное торможение Норриса перед въездом на пит-лейн дало ему те доли секунды, которые в сочетании с успешной работой механиков «МакЛарен» обеспечили преимущество.

Британцам можно было поставить «отлично» за выполненную работу. Во-первых, они позволили своему подопечному отыграть одну позицию, а во-вторых, вынудили итальянскую скудерию совершить ранний пит-стоп, что фактически обязывало «Феррари» пойти на ту же, что и у «МакЛарен», тактику с двумя остановками в боксах. Главная тактическая задача на гонку была выполнена, и оставалось лишь пилотам просто доехать до финиша, не предпринимая рискованных действий по обгону соперников. Кругом спустя заменил свои шины Оскар Пиастри, следом за ним совершил пит-стоп и второй пилот «Феррари» Карлос Сайнс.

Карлос Сайнс активно атаковал, но на финише упустил 3-е место Ландо Норрису

Все шло к тому, что обе лидирующие команды в таком же порядке и финишируют в этой гонке, «МакЛарен» заработает победный дубль, а Шарль Леклер будет на подиуме третьим.

Совершить почти невозможное

Первым на второй пит-стоп поехал Ландо Норрис, но в «Феррари» на этот раз не спешили с ответом. До конца дистанции оставалось еще 20 кругов. Пилоты скудерии продолжали держаться в своем темпе, стараясь не совершать ошибок. На автодроме в Монце гравийные зоны безопасности вернулись после нескольких лет отсутствия. В это время их заменяли асфальтные зоны вылета. Это лишало трассу той зрелищности, когда любая ошибка пилота наказывалась вылетом. Ведь когда вне трассы положен асфальт, то это повышает безопасность при проведении Гран-при Moto GP. А при проведении Гран-при «Формулы-1» пилоты без труда возвращались с асфальтной зоны вылета обратно на трассу, практически не теряя времени. Другое дело гравийные «ловушки». Тут уж конкретно ясно: вылетел в гравий, можешь и не вернуться, застряв там. Или потерять секунды, пытаясь «отловить» машину, если зацепился за траву или гравий всего одним или двумя колесами.

Лучшее место обгона в Монце — длинная стартовая прямая 

Трибуны в Монце то и дело взрывались эмоциями, когда кто-либо из их кумиров или соперников поднимал за собой гравийную пыль, выезжая хоть на чуть-чуть за пределы трассы. Это держало адреналин у всех на повышенном уровне.

Когда до финиша осталось 15 кругов, на свой второй пит-стоп поехал и лидер гонки Оскар Пиастри. Таким образом, впереди оказалась пара пилотов «Феррари». В тот момент ни у кого еще не было сомнений в том, что Леклер и Сайнс поедут в боксы. Машины скудерии проигрывали на каждом круге соперникам, у которых были новые шины, по полторы секунды, и их темп продолжал снижаться.

Однако с каждым последующим кругом становилось очевидным, что в «Феррари» решились пойти на рискованную тактику с одним пит-стопом. Дилемма: остаться на трассе и попытаться доехать на старых шинах, готовых взорваться на ходу, но при этом быть впереди соперников, или уехать в боксы и гарантированно занять 3-е и 4-е места? Решение было принято в пользу рискованной тактики. Чем меньше оставалось кругов до финиша, тем энергичнее реагировали трибуны с итальянскими «тиффози» на каждый проезд перед ними Шарля Леклера, возглавляющего пелотон. Только за такую поддержку уже можно было бы рискнуть.

Подиум в Монце находится над пит-лейном и трассой.

Оскар Пиастри бросился вдогонку за соперниками, проходя некоторые круги с преимуществом более чем в 2 секунды. За 8 кругов до финиша австралиец обогнал Карлоса Сайнса. На машине испанца шины были сильно изношены, и он отдал свою позицию практически без боя. За 5 кругов до финиша испанца объехал и Ландо Норрис. А Шарль Леклер по-прежнему был в лидерах. Надо отметить, что именно мастерство пилота «Феррари» управлять болидом на изношенных покрышках, сохраняя при этом высокий темп, позволило монегаску удержаться во главе пелотона до самого финиша. Под клетчатый флаг Леклер въезжал, всё еще имея преимущество в 2,5 секунды над своим преследователем.

Это было невероятно. Победа, в которую почти никто не верил. И главное, что в предыдущий раз, в 2019-м, «Феррари» праздновала свой успех здесь, в Монце, тоже именно благодаря Шарлю Леклеру.

Шарль Леклер подарил итальянцам очень нужную победу на домашней трассе

На подиуме восторгу победителя не было предела. А его соперники из «МакЛарен» чувствовали себя так, будто у них украли победу, которая была им гарантирована и лежала, как говорится, «у них в кармане». В своих комментариях журналистам они отдавали должное фантастической возможности пилотов скудерии удержаться на трассе на старых шинах. Но, по правде сказать, это был единственный шанс победить британскую «конюшню», машины которой сейчас явно быстрее всех остальных конкурентов. Рискованный шанс, но он оправдался. И Монца ликовала в это воскресенье, как 5 лет назад по этому же поводу.

Уже второй победный приз  у Шарля Леклера в Монце 

«Ред Булл» уже точно не в лидерах

Если у кого-то до Монцы еще оставались сомнения по поводу неизбежной утраты действующими чемпионами своих позиций, то после Гран-при Италии это стало очевидным для всех. Преимущество всего в 8 очков в Кубке конструкторов легко может быть утрачено уже на следующем этапе в Баку. Не соверши Шарль Леклер своего рискованного подвига на трассе в королевском парке, уже сейчас «МакЛарен» был бы в лидерах в командном зачете.

Положение Макса Ферстаппена, имеющего по-прежнему достаточно весомое преимущество, добытое благодаря успешному началу этого сезона, несколько получше. 62 очка за 8 гонок до конца календаря — это выглядит пока еще убедительным. Тем более что в «МакЛарен» не стремятся поставить все лишь на своего одного гонщика — Ландо Норриса. Понятно, что с отставанием в 106 очков от Макса у Оскара Пиастри есть лишь призрачные надежды на чемпионский титул. Но в британской «конюшне» не делают преференций в пользу лидера. И командных приказов пропустить вперед Норриса юному австралийскому дарованию Пиастри не отдают. На мой взгляд, это правильное решение с точки зрения зрелищности и критериев мирового автоспорта.

Вид из окна пресс-центра на главную трибуну Монцы

Некоторые считают, что для роста престижности команде важно иметь в своем составе своего чемпиона. И, мол, этого нужно добиваться любой ценой, тем более что запрет на командную тактику уже давным-давно забыт. Но давайте будем искренними: в славную эпоху побед «Феррари» и Михаэля Шумахера именно командная помощь «вторых номеров» привносила в праздничные ощущения любителей автоспорта тот горький привкус неприятия «помощи» со стороны. Причем в те моменты, когда Михаэлю эта помощь уже и не требовалась. Он и сам мог бы обеспечивать свои победы, не прибегая к вынужденным «подаркам» со стороны напарников.

В нынешней ситуации все несколько по-другому. Без помощи Оскара Пиастри Ландо Норрису вряд ли удастся догнать Макса Ферстаппена даже при явном спаде «Ред Булл» во второй половине этого сезона. Но тем и ценнее будет титул, если его удастся отвоевать у действующего чемпиона. Поэтому мы пока что двумя руками за такой автоспорт, который «МакЛарен» демонстрирует сейчас. А там пусть победит тот, кто быстрее, тот, кто психологически устойчивее, тот, кому повезет больше.

Пит-стоп Оскара Пиастри у боксов «МакЛарен»

Прочие новости

Помимо главного успеха Шарля Леклера и тактического сражения «Феррари» с «МакЛарен», были на трассе и иные интересные моменты. В «Ред Булл», помимо разочарования от несработавших новинок, был повод огорчиться и от действий механиков, слаженная работа которых до сих пор не вызывала нареканий. Пит-стоп Макса Ферстаппена продлился на 4 секунды больше обычного. Впрочем, темпа машинам «Ред Булл» все равно явно не хватало. Действующий чемпион смог финишировать лишь на 6-м месте, уступив на отметке «клетчатого флага» ближайшему сопернику Льюису Хэмилтону более 15 секунд. И это еще удачно для голландца, что Джордж Рассел выпал из борьбы на первом круге. Британский гонщик на своем «Мерседес» финишировал в полутора секундах от лидера чемпионата.

Что может быть лучше, чем шампанское «Феррари» для скудерии «Феррари» в итальянской Монце

Серхио Перес, хотя и финишировал, замыкая группу из 4 лидирующих команд, отстал от Джорджа Рассела на 14 секунд. Мексиканец по-прежнему не блещет своими выступлениями. Только теперь лишь с той разницей, что и его именитый напарник не способен показывать высокие результаты. Слабое утешение амбициям мексиканского вице-чемпиона.

По-бойцовски провел гонку Кевин Магнуссен, который сумел до финиша добраться на своем скромненьком «Хаас» на 9-м месте. Правда, полученный 10-секундный штраф, который стюарды выписали датчанину якобы за неверную атаку болида «Альпине» Пьера Гасли, переместил Кевина на 10-е место. Решение судей вызвало широкий ажиотаж. Мне лично вообще было непонятно, почему наказали Магнуссена, если в той ситуации преимущественно вина была на французском гонщике. Пьер в своих комментариях журналистам выразил собственное удивление, считая, что инцидент вполне был гоночным. Ведь фактически в момент касания болидов колесами именно Гасли «закрывал калитку» в повороте, пытаясь не пропустить соперника. И именно он направил свой «Альпине» в сторону уже почти полностью поравнявшегося с ним «Хаас».

Пит-стоп Фернандо Алонсо у боксов «Астон Мартин»

Но самое печальное в этой истории было то, что за эти действия Магнуссену присудили еще и 2 очка штрафа, которые явились последними для достижения максимального предела в 12 за год. И фактически Кевин вынужден будет пропустить гонку в Баку, уступив место резервному пилоту «Хаас». По моим расчетам, это должен быть Оливер Берман, с которым американская «конюшня» уже подписала контракт боевого пилота на следующий сезон. Подобный штраф — это первый в истории «Формулы-1» после того, как была введена эта шкала наказаний в начале 2000-х годов. Обычно порогового значения в 12 баллов за год никто еще не успевал достигать.

Шампанское для механиков «Феррари» с подиума от победителя

Девятое место в итоге в Монце досталось пилоту «Уильямс» Александру Элбону. Его новый напарник, аргентинский дебютант Франко Колапинто, впервые севший за руль болида «Формулы-1», также был весьма заметен в этой гонке и даже заслужил похвалы Фернандо Алонсо, финишировавшего 11-м, всего в 0,1 сек после времени, показанного Магнуссеном (с учетом прибавки 10 секунд штрафа. — Прим. автора). Испанский чемпион отметил умелое пилотирование со стороны Франко, который в итоговом протоколе был на 12-м месте.

Аргентинский дебютант Франко Колапинто был на финише 12-м, уступив напарнику по «Уильямс» Алексу Элбону  3 позиции и 13 секунд

Следующая гонка пройдет 15 сентября в столице Азербайджана. Уникальная городская трасса с самой длинной в календаре прямой вдоль набережной Каспийского моря, где обгоны и аварии — дело частое и привлекательное.