«Формула-1». Гран-при Мексики. Карлос Сайнс выигрывает гонку, но теряет шансы на титул

Почти полумиллионная армия фанатов «Формулы-1», посетивших автодром братьев Родригес в Мехико за прошедший гоночный уик-энд, была в воскресенье вознаграждена небывалым для этих мест спектаклем в исполнении элиты мирового автоспорта. Уверенную победу на этом Гран-при Мексики одержал гонщик «Феррари» Карлос Сайнс. Хотя это и не помогло испанцу сохранить теоретические шансы на чемпионский титул в этом сезоне. Главным претендентом на чемпионство по-прежнему остается пока ещё Макс Ферстаппен.


Мексиканцы любят автоспорт и его героев. И факт проведения у них в столице Гран-при Формулы-1 они воспринимают с гордостью. Попасть однажды на гонку, или даже побывать в окрестностях высокогорного автодрома в Мехико в момент приезда туда чемпионата «Больших призов» — это вполне реальная мечта даже для бедных слоев местного населения. Только вот копить деньги на относительно дорогие билеты они начинают за несколько месяцев, а то и лет. Тем ценнее для мексиканцев момент исполнения мечты. Не удивительно, что на трибунах и пелузах автодрома (травяные откосы, где не выделены места и нет стационарно установленных сидений. — В.В.) здесь практически не бывает свободных мест.

Нечто похожее происходит и в Бразилии на трассе в Интерлагосе, которая расположена в окрестностях Сан-Паулу, одного из крупнейших в мире городов, и куда буквально на следующий день после гоночного праздника в Мехико отправились команды и гонщики со всем своим многочисленным скарбом. Ведь 3 этапа на американском континенте проходят в этом сезоне один за другим, совсем не давая пилотам и гоночным коллективам времени на передышку.

Сюрпризы квалификации

Уже по ходу пятничных свободных заездов в Мехико стало очевидным, что основная борьба за поул-позишн и за победу в гонке развернется между командами «Феррари» и «МакЛарен». На их фоне чемпионы «Ред Булл» выглядели явно скромнее. Макс Ферстаппен жаловался на непонятные звуки в работе мотора и неэффективность тормозов, ему пришлось даже пропустить часть заездов, пока его чемпионский болид приводили в порядок. В итоге 4-е место в свободных сессиях — это был тот максимум, на что мог рассчитывать голландец. А Серхио Перес по-прежнему не мог найти единения со своей машиной. Местным болельщикам приходилось искать имя своего кумира в середине итогового протокола. О попадании в зону лидирующих команде не могло быть и речи.

И все же когда началась непосредственно субботняя квалификация, то Ферстаппен вновь сумел удивить всех. Он проиграл лишь обладателю поула Карлосу Сайнсу. Второй результат Макса был неожиданным. Тем более, что его напарник оказался и вовсе на 18-м месте на стартовой решетке. Единственным утешением для мексиканца могло быть лишь то, что один из его соперников и победитель нескольких гонок этого сезона Оскар Пиастри оказался с ним рядом на предпоследнем ряду. Австралийцу не повезло, он совершил нелепую ошибку на зачетном круге, выехав всеми 4-мя колесами за пределы трассы. Его результат по этой причине был аннулирован, и на этом борьба пилота «МакЛарен» в квалификации была завершена.

Обоим неудачникам предстоял в гонке прорыв в лидирующую группу сквозь десяток пусть более медленных, но явно неуступчивых соперников. И это обещало хоть какую-то интригу на этом автодроме, который издавна славился малособытийными сюжетами гонок.


В лидирующей группе все было более-менее понятным. Все еще сохранявшие до этого дня шансы на чемпионский титул Ландо Норрис («МакЛарен») и Шарль Леклер («Феррари») завоевали в квалификации право стартовать со второго ряда в Гран-при Мексики. А следом за ними на третьем ряду на стартовой решетке в воскресенье был пилоты «Мерседес». Льюис Хэмилтон уступил своему напарнику Джорджу Расселу 0,3 сек, но это не лишало надежд болельщиков британского чемпиона. Оставаясь все еще впереди своего товарища по команде в общем зачете, Льюис имел все шансы навязать борьбу более быстрому на одном круге Расселу. Ведь именно гоночный темп Хэмилтона всегда для всех оставался загадкой, разбивавшей всякие домыслы по поводу отсутствия достаточной мотивации Льюиса после подписания им контракта на следующий год с командой «Феррари».

Немного удивил высокий квалификационный темп пилотов «Хаас». Нико Хюлькенберг замкнул первую «десятку», а Кевин Магнуссен и вовсе показал 7-й результат. Между напарниками разместили на стартовой решетке свои болиды «Альпине» и «Уильямс» соответственно Пьер Гасли и Алекс Элбон.

Горячий «салат» под острым мексиканским соусом

Прогнозы на гонку были самыми различными. Но все они вертелись вокруг имен 4-х пилотов, именно тех, кто стартовал с первых двух рядов. На автодроме братьев Родригес очень длинная стартовая прямая, за которой следует сложная связка нескольких поворотов. И именно здесь могла иметь место борьба за позицию, без которой острое мексиканское блюдо, подаваемое устроителями Гран-при зрителям «на обед», могло быть либо действительно вкусным, любо пресным.

Нет смысла дальше скрывать интригу. Этот этап по событиям на трассе оказался на удивление настолько интересным и разносторонним, что так и хочется его назвать «горячим салатом под острым мексиканским соусом». Кто хоть однажды пробовал мексиканскую кухню, поймет, о чем здесь идет речь.

Карлос Сайнс на своем «Феррари» хорошо стартовал, но «Ред Булл» Ферстаппена был чуточку быстрее. Это позволило Максу сократить интервал между машинами, и в первый поворот оба пилота вошли почти рядом. Голландский чемпион был внутри поворота и не преминул воспользоваться своей грубой привычкой, чтобы вытеснить лидера гонки за пределы трассы. Надо сказать, что Ферстаппену всякий раз удается в подобной борьбе по максимуму использовать «серые» зоны регламента Формулы-1. Будь это не самый первый круг, на котором стюарды для обеспечения большей зрелищности все же позволяют гонщикам бороться на пределе допустимого правилами, голландец бы вряд ли был столь жестким в первом повороте. Но у него очень сильно развито чутье, как по максимуму использовать то, что вроде бы и «не разрешено», но до конца и «не запрещено». Это был как раз один из таких случаев.

Карлос вынужден был проехаться по траве и срезать поворот, выйдя на какое-то время в лидеры. А дальше испанец принял решение вернуть позицию обратно. Ведь если в первом повороте за выталкивание с трассы, как правило, стюарды стараются не наказывать гонщиков, то вот за получение преимущества при выезде за пределы траектории, наказали бы точно. Сайнс предпочел пропустить Ферстаппена вперед себя, чтобы не гадать на кофейной гуще: выпишут или нет ему потом штраф стюарды за полученное преимущество.


Едва Макс вернул себе лидерство, как на трассе появилась машина безопасности. В глубине пелотона при попытке просунуться между соперниками на узкой трассе Юкки Цунода зацепился колесами своего «РБ Виза» за болид «Уильямс» Александра Элбона и улетел в отбойник. Гонка для обоих пилотов на этом была завершена. В лидирующей группе до введения режима сэйфети-кара успели улучшить свои позиции Льюис Хэмилтон, обогнавший своего напарника, и Нико Хюлькенерг, обогнавший двоих соперников и вплотную приблизившийся к своему товарищу по команде Кевину Магнуссену.

Понадобилось 7 кругов, чтобы убрать разбитые болиды и восстановить защитные барьеры. Когда вновь появились зеленые флаги, машина безопасности покинула трек, и гонка вернула себе свой ритм. Действующему чемпиону удалось на ре-старте сохранить свою лидирующую позицию. Для этого он почти что остановился на трассе, вынуждая и остальных гонщиков сильно сбросить темп, а затем резко стартанул, полагая, что сумеет оторваться от преследователей. Но не тут-то было. Уже через круг Карлос Сайнс провел удачную атаку и вышел в лидеры. Скорость его «Феррари» не оставляла шансов на борьбу Ферстаппену. Впрочем, Макс и не стремился каким-то образом помешать Карлосу. Ведь главной опасной целью для голландца в его борьбе за чемпионский титул остается Ландо Норрис. И именно он ехал следом за испанским гонщиком.

Пилот «МакЛарен» сразу же попытался повторить успех соперника из «Феррари», но вот его-то пропускать вперед у Ферстаппена не было никакого желания. В конце стартовой прямой, Ландо Норрис сумел было опередить «Ред Булл» своего главного конкурента, но Макс в первом повороте повторил тот же маневр, что и на старте против Сайнса. Норрису пришлось выехать за пределы трассы, чтобы избежать столкновения. С другой стороны, это позволило Ландо завершить обгонный маневр действующего чемпиона. Несколько поворотов спустя Макс в схожей ситуации повторяет свой грубый прием, бросая болид по внутренней траектории наперерез «МакЛарен» Норриса. Обе машины оказываются за пределами трассы, благо, что асфальтная зона безопасности позволила обоим гонщикам вернуться, не увязнув в гравии и избежав контактов с защитными барьерами. Только за счет этого маневра пилот «Ред Булл» сумел вернуть себе позицию.


К слову сказать, пока шла борьба Ферстаппена за позицию, так сказать «под шумок» вперед сумел проскочить на «Ферарри» Шарль Леклер. Он прекрасно видел, что голландский чемпион «выносит» с трассы болид Ландо Норриса, и монегаску не представляло труда обогнать обоих гонщиков по внутренней траектории. Но это ничуть не смутило пилота «Ред Булл». В своем противостоянии он понимал, что главным соперником для него на сегодня остается пилот «МакЛарен». Именно Норрис не должен был быть впереди Макса, пусть даже остальной весь пелотон объехал бы их с Ландо в этот момент. Даже возможная авария вполне входила в планы голландца. Ведь таким образом он сохранял свое преимущество и сокращал до минимума теоретические шансы Норриса на завоевание титула.

К чести стюардов, в отличие от подобных событий на предыдущем Гран-при США в Остине оба эти инцидента тут же были взяты в рассмотрение и вердикт судей не заставил себя долго ждать. В первом случае Ферстаппен был наказан 10 сек штрафа за выталкивание соперника с трассы, а во втором такие же 10 сек за получение преимущества при помощи использования траектории вне трека.

Отдадим должное вопросу справедливости, в пресс-центре паддока в Мехико аплодисменты журналистов были почти единогласными. Даже те из комментаторов, которые всегда поддерживали Ферстаппена несмотря на его «грязный пилотаж», осудили голландца. Например, бывший гонщик Формулы-1 Мартин Брандл, вынужден были признать, что Макс в данной ситуации перешел все допустимые границы. И если его не остановить сейчас, потом это может оказаться слишком поздно. Ведь всякий раз при подобной борьбе «жертвам» голландского чемпиона приходится уворачиваться от неминуемого столкновения, на которое действующий чемпион их провоцирует. Это действия по типу: «если ты не уступишь, то значит закончишь гонку досрочно». Распоясанность Ферстаппена в данных эпизодах очевидна и требует вмешательства. Ведь не всякое столкновение способно заканчиваться без опасных травм. Именно это мы и увидели в решении стюардов о наказании.

Каждый сражается за себя

После своего единственного пит-стопа, во время которого Ферстаппен должен был отбыть оба свои штрафа, он вернулся на трассу 15-м. Позади него был лишь его напарник Серхио Перес, который по ходу своего прорыва успел столкнуться с гонщиком «младшей» команды «Ред Булл» Лиамом Лоусоном. Машина мексиканца получила повреждения и о дальнейшем прорыве можно было уже забыть.


 Ринувшись в атаку, чтобы отыграть максимально возможное количество позиций, за 13 кругов пилот «Ред Булл» объехал всех, кроме гонщиков лидирующей «пятерки». На что-то большее рассчитывать действующий чемпион уже не мог, так и завершив гонку позади тройки победителей и двух пилотов «Мерседес».

Украшением финала гонки были еще следующие сражения. За 8 кругов до финиша Ландо Норрис вынудил ошибиться Шарля Леклера, который едва удержал свой «Ферарри» на трассе, чтобы не въехать в барьеры. Таким образом на подиуме весте с победителем гонки и обладателем звания Гонщика дня Карлосом Сайнсем были Ландо и Шарль. Они были более, чем на полминуты впереди пилотов Мерседес». И это позволило командному мостику «Феррари» позвать своего подопечного на дополнительный пит-стоп, чтобы показать время лучшего круга и получить одно дополнительное очко за это. Кстати, это предложил сделать сам Леклер. Потеряв по своей вине второе место, монегаск решил сыграть в интересах своей команды. Ведь фактически получалось отыграть 2 очка у команды «МакЛарен», пилот которой до последнего круга удерживал этот рекорд. Первое — это заработанное Леклером, а второе — это недополученное Норрисом. Маневр удался. Механики итальянской скудерии отлично и быстро обслужили своего подопечного, и, въезжая под клетчатый флаг на финише, Шарль переписал рекорд быстрого круга на свое имя.


Что интересно, помешать «Феррари» и «МакЛарен» заработать дополнительное очко за лучший круг активно пыталась команда «Ред Булл». Сначала она позвала в боксы Лиама Лоусона, которому уже никак не было возможности добраться до очковой зоны. Но новичок «РБ Виза», а точнее сказать, болид этой маленькой итальянской «конюшни», финансируемой австрийцами, был явно помедленнее, чем у «Феррари». Следующую попытку совершил Серхио Перес. Тому тоже нечего было уже терять. Но и у мексиканца не получилось на новых шинах поставить рекорд круга. Его болид имел повреждения бокового понтона и днища. Как рассчитывали в «Ред Булл» показать с таким состоянием машины рекорд круга, мне было непонятно.

В итоге, Ландо Норрис заработал свои 18 очков, сократив на 8 отставание от Макса Ферстаппена в общем зачете. Голландец был на финише на 6-м месте, за которое полагалось лишь 10. Теперь общее отставание британца от голландца составляет за 4 этапа до финиша сезона 47 очков. И всякое может случиться, учитывая, что, по крайней мере, один раз из оставшихся Гран-при, Макс будет стартовать с последнего ряда. По моим данным, ему еще предстоит заменить мотор, а право на так называемую «бесплатную» замену в пределах регламента уже у него нет.

Оскар Пиастри добрался-таки до «очковой» зоны. Но на последних кругах ему так и не сдался «редут» Кевина Магнуссена. Датчанин под занавес своей карьеры в Формуле-1 едет вызывающе красиво и эффективно. Он финишировал 7-м, оставив позади себя и Пиастри, и Хюлькенберга. Последним, кто заработал хоть какое-то очко в той гонке, был Пьер Гасли. Унылый результат для французской команды «Альпине». Напомню, что в следующем сезоне их ждут моторы другой марки. «Рено» вынуждены были принять решение о свертывании программы разработки двигателей для Формулы-1.


Для фанатов «Мерседес» была интересна борьба их двух кумиров за 4-е место. Да, это не подиум, но Льюис и Джордж сумели подогреть эмоции на трибунах. Напомню, на старте Хэмилтон опередил Рассела за счет более удачного пилотирования. Затем по ходу гонки Джордж вернул себе позицию, полагая, что его напарник больше не будет пытаться идти в бой. Но за 5 кругов до финиша британский чемпион в красивой и чистой манере вновь обошел своего товарища по команде и финишировал вслед за тройкой победителей. Таким образом Льюис по-прежнему опережает Джорджа в общем зачете. Теперь их отрыв составляет 12 очков.

Хотя говорить о том, что немецкая команда возвращает себе форму, пока еще рано. Ведь из лидирующей группы команд позади пилотов «Мерседес» в общем зачете лишь только Серхио Перес. Судьба мексиканца, провалившего свою домашнюю гонку, похоже, пока еще не решена. Но Несмотря на имеющийся у него контракт на следующий сезон с командой «Ред Булл», я не исключаю возможности, что Серхио завершит выступления за австрийскую «конюшню» уже в этом сезоне. Недаром же один из главных мексиканских спонсоров Переса и его нынешней команды объявил вчера о завершении своего сотрудничества с австрийцами. Означает ли это, что Перес обязательно уйдет, и когда именно то случится, мы узнаем уже в самое ближайшее время.


Фото: РЕЙТЕР