«Формула-1». Гран-при Монако. Проклятье Монте-Карло
Все в мире однажды бывает в первый раз. И еще мальчишкой Шарль, наблюдая с отцом за пролетающими мимо на большой скорости машинами, мечтал, что однажды он станет гонщикам, чтобы вот также промчаться по улицам родного города. Более того, когда-нибудь даже победить, чтобы услышать гимн Монако, стоя на подиуме, укутавшись во флаг своей маленькой страны, и принимать поздравления от четы самой князя Альберта Второго. И вот свершилось, воскресенье 26 мая стало днем, когда мечта сбылась.
Когда в 2017-м году Шарль Леклер выигрывал каждую третью гонку в Формуле-2, победив в том сезоне с первого же захода в молодежной серии, казалось, до победы на домашней трассе ему не так и далеко. Но время шло, а родной Монте-Карло никак не хотел облагодетельствовать одного из самых успешных своих пилотов. Что там говорить о победе на Гран-при, если будучи уже в Формуле-1 и с 2019-го года в составе самой легендарной «Феррари», Шарлю пришлось 3 года еще ждать, чтобы хотя бы впервые проехать полную дистанцию гонки и добраться до финишной черты. Даже две выигранных квалификации не позволили ему попасть на подиум, хотя и принято считать, что в Монако поул - это, как правило, гарантированный залог успеха. Словно какое-то проклятие висело над этим юношей, не позволяя ему успешно выступить на домашней трассе.
И вот этот день настал. Звезды сошлись над головой Шарля в своей наилучшей комбинации. От старта до финиша в лидерах, оставалось лишь уповать, чтобы не случилось ничего непредвиденного , и чтобы техника не подвела. Не даром же последние 15 кругов, по словам самого пилота, он ехал, вытирая выступающие от волнения и переживаний слезы, молясь, чтобы до финиша ничего не произошло. Эмоционально этот гран-при дался ему не легко.
Вот только способ, который итальянская скудерия избрала для обеспечения победы своему подопечному, несколько подпортил общее впечатление от Гран-при, победителем которого стал Шарль Леклер. Впрочем, ничего страшного не произошло. Ведь ни гонщику, ни его «конюшне» не пришлось никого обманывать, не пришлось специально устраивать аварии или имитировать сход с дистанции. Единственное, за что можно было бы упрекнуть «Феррари», так это за выбранную тактику медленной езды на трассе, где обгонять на сухом асфальте почти невозможно, даже если у вас машина едет на пару секунд на круге быстрее, чем у соперника. Но цель оправдала средства. И сэкономив за счет невысокого темпа шины практически от старта до самого финиша, Шарль Леклер сумел обойтись без замены колес, тем самым не позволив себя обогнать соперникам из «МакЛарен», которые применили аналогичную тактику.
Что же это все-таки было?
В своих послегоночных комментариях только самые ленивые не критиковали этот по-своему необычный Гран-при Монако. Действительно, сразу побить несколько рекордов по основным критериям зрелищности гонок - это надо еще постараться. За всю 75-летнюю историю Формулы-1 было всего две гонки, когда на финиш первые 6 пилотов приезжали в том же порядке, что и стартовали. А тут вчерашняя гонка с лихвой переплюнула эти показатели. Сразу 10 (!) пилотов сохранили свои стартовые позиции на финише. Более того, они ни разу даже не менялись своими местами на протяжении всей гонки. Фактически вышло так, что большие экраны, на которых по итогам каждого круга высвечиваются инициалы фамилий пилотов согласно их положению на трассе, ни на секунду не изменили своих строчек на протяжении всех 76 кругов дистанции.И даже когда двое пилотов из этой десятки решили съездить на пит-стоп за свежими шинами, то и в этом случае ничего не изменилось. Их преимущества хватило на то, чтобы вернуться на трассу без изменения порядка нахождения на ней других гонщиков.
Если говорить откровенно, то сидящим на трибунах зрителям это не так и было заметно. Ведь на больших экранах, расставленных вдоль трассы, время прохождения круга если и высвечивается, то лишь на короткие мгновения. А в остальном гонка в Монако, если нет дождя, как правило, напоминает эдакую мирную процессию демонстрантов, будто показательные выступления спортсменов на параде. Впрочем, это вовсе не значит, что нет интереса ее смотреть с трибун. Те, кто бывал хоть однажды на гонках, согласится со мной, что Гран-при Формулы-1 - это в первую очередь сама атмосфера праздника автоспорта, и лишь во вторую - непосредственно гонка и события на трассе.
И даже если по ходу гонки есть много событий, то не факт, что именно перед вашими трибунами они будут происходить. Даже большие экраны не могут обеспечить для всех в равной степени получение информации. Всегда найдутся места на трибунах или пелузах, где этих экранов и вовсе нет. Так что в этом плане уверен, что большая часть публики могла и вовсе не заметить, что пилоты пассивно вели себя на трассе. Для большинства зрителей важен был результат: сумеют ли их любимцы доехать до финиша хотя бы в том же порядке, как они стартовали. Не даром же спор за звание лучшего пилота, то есть Гонщика дня, велся как раз между тремя призерами, оказавшимися после финиша на подиуме.
Шарль Леклер вместе с кубком за победу в гонке удостоился еще и этого звания. И скажу вам, вполне справедливо. Кстати будет отметить, в этом сезоне действующий чемпион и лидер чемпионата Макс Ферстаппен так ни разу еще и не удостоился этого звания. Ну, не любят в автоспорте постоянного доминирования за счет быстрой машины. Куда более привлекательными считаются герои, которые на более медленных болидах сумеют показать хороший результат. Или, в крайнем случае, если у тебя лучшая машина, но ты по воле случая оказался далеко от переднего ряда на старте, то могут проголосовать за твой красивый прорыв со множеством обгонов. Но никак ни за гонку, в которой за рулем самой быстрой машины ты, будучи лидером личного зачета, со старта уходишь вперед и безмятежно катишься до финиша без всякой борьбы.
Два очень разных старта
По правде сказать, первые минуты после старта Гран-при Монако казалось, что нам предстоит лицезреть мероприятие автоспорта со многими событиями и сюжетами. Сразу в трех местах случились инциденты, которыми так славится городская трасса Монте-Карло.Пытаясь опередить «МакЛарен» Оскара Пиастри и улучшить свою третью стартовую позицию, гонщик «Феррари» Карлос Сайнс в первом повороте занял внутреннюю траекторию и, казалось, ему удастся опередить австралийца. Но на выходе из поворота Оскар ускорился чуть быстрее испанца и вышел вперед. В этот момент болиды слегка коснулись колесами друг друга , и надо же было так случиться, что на «Феррари» от этого касания произошел прокол шины. А далее стало очевидно, что Карлос не может продолжить гонку. Уже в четвертый поворот со спущенным колесом Сайнс не смог войти, и ему пришлось проехать прямо к отбойникам. Болид не пострадал, пилоту удалось вовремя остановить машину, но доехать самостоятельно до боксов в режиме гонки он уже не мог. В этом месте сразу же появились желтые флаги.
А соперники устремились вперед. Правда не все. В самом хвосте пелотона трое из них еще до того места, где замер «Феррари» Сайнса, столкнулись и, разбрасывая обломки своих корпусов, замерли на длинной прямой. Жертвами столкновения стали Серхио Перес на «Ред Булл» и оба пилота «Хаас».
Стюарды дали команду «выбросить» красные флаги. Прошу прощения за этот гоночный жаргон. Конечно, никто не разбрасывается флагами в автоспорте. Но именно так говорят на своем языке гонщики и журналисты, когда появляются флаги, которыми маршалы размахивают со своих мест, предупреждая о развитии ситуации на конкретном участке трассы. Гонка была остановлена, чтобы можно было убрать пострадавшие машины и восстановить, по мере возможности, поврежденное ограждение.
В момент остановки гонки авангардная группа уже двигалась в завершающей части трассы после выезда из тоннеля. Почему я обращаю на это внимание? Потому что именно это обстоятельство позволило затем Карлосу Сайнсу вернуться в гонку, которую он фактически уже считал потерянной для себя. Успей лидирующая группа завершить первый круг, пока принималось бы решение о замене желтых флагов на красные, и остался бы испанский гонщик на ре-старте на последнем месте. Но ему сильно повезло. Стюарды применили правило регламента, которое говорит о том, что порядок машин на ре-старте должен быть тем, который был на круге, предшествующем аварии, повлекшей за собой остановку гонки. А поскольку это был самый первый круг, то все пилоты вынуждены были на ре-старте сохранить свои первичные позиции, определенные субботней квалификацией. Естественно, за исключением тех машин, которые уже нельзя было отремонтировать. Что до «Феррари», то ей достаточно было просто добраться до боксов, где Карлосу заменили комплект шин.
Еще одно важное обстоятельство следует отметить в этой ситуации. Практически все команды заменили на своих машинах комплекты шин. Для чего? Главным образом для того, чтобы до финиша можно было бы не волноваться по поводу обязательного пит-стопа, который предусмотрен регламентом. Вряд ли в тот момент в командах думали о том, что теперь их гонщики поедут без пит-стопов до самого финиша, но теоретически это было возможно. На городской трассе в Монако шины изнашиваются не так быстро, как на скоростных автодромах. К тому здесь очень большая вероятность частого появления машины безопасности или вынужденного снижения скорости за счет режима виртуального сэйфкти-кара. Это также позволяет беречь шины.
В общем, в командах в этот момент стратеги думали так: «Чем черт не шутит, пусть лучше обязательный пит-стоп будет проведен». И черт, к слову сказать, действительно пошутил. Правда, ему в этом посодействовали командные мостики лидирующей группы. Но об этом чуть позже.
На первом круге был еще и третий инцидент. Пилоты французской команды «Альпине», заклятые враги в жизни и непримиримые соперники на трассе Эстебан Окон и Пьер Гасли стартовали в это воскресенье рядом. Эти гонщики хорошо знают друг друга еще со времени совместных состязаний в картинге и младших сериях. И уровень мастерства у них схожий. Поэтому частенько они воюют между собой в гонках. А поскольку еще в этом сезоне и машины у них одинаковые, то очень часто они оказываются совсем рядом и на стартовой решетке, всякий раз вынуждая руководство команды проводить дополнительный инструктаж, чтобы исключить ненужную внутрикомандную борьбу. К слову сказать, у французской «конюшни» до сих пор действует правило, что семьи этих пилотов приезжают на гонки по очереди. Им запретили бывать одновременно на Гран-при в боксах во избежание конфликтов между собой. И видно не зря.
В повороте перед въездом в туннель Эстебан Окон решил вдруг провести атаку на своего напарника. Место не самое подходящее для этого, если не сказать иначе: самое неподходящее для обгона. Машины столкнулись, и болид Окона, взлетев над асфальтом, чудом не повредил соседние машины. Правда приземление было не столь удачным, как предшествующий ему полет. Подвеска была сильно повреждена, и восстановить ее за столь короткий срок, который был до объявления ре-старта, было уже невозможно. Эстебану пришлось сменить свой комбинезон и поменять свою роль гонщика на зрителя. Что тут скажешь, сам виноват.
Таким образом на ре-старт выехали лишь 16 машин. К всеобщему удивлению, второй старт резко отличался от первого. Шарль Леклер без труда сохранил свою позицию. Все остальные, сильно впечатлившись от просмотра аварии на первом старте, вели себя совершенно по-иному. Никаких столкновений, никаких инцидентов и рискованных обгонов. Всем хватило места на узкой трассе княжества, и гонка продолжилась в спокойной, вполне мирной обстановке. Такое было ощущение, что мы видели совершенно разных пилотов: на первом старте - агрессивные, безбашенные, бросившиеся словно в последний в жизни путь , на втором - опытные, с большим мастерством и уравновешенные гонщики, спокойно преследующие соперников.
Кевин или Серхио? Кто виноват?
Авария, в результате которой остановили гонку красными флагами, была спровоцирована столкновением «Хаас» Кевина Магнуссена и «Ред Булл» Серхио Переса. Отправленные после субботней дисквалификации в конец стартовой решетки машины американской «конюшни» были заметно быстрее в стартовом рывке, чем Гуанью Чжоу на своем «Заубер». Поэтому не удивительно, что гонщики «Хаас» обошли китайского пилота. В свою очередь, партнер Чжоу по команде Вальттерри Боттас сумел обойти «Ред Булл» Серхио Переса.Таким образом мексиканец, явно раздраженный случившимся, остался чуть позади финна, и уже на следующей прямой в атаку на Серхио бросился Кевин Магнуссен. Датский гонщик славится своими удачными стартовыми прорывами, и обойдя к тому моменту и Чжоу, и своего напарника Нико Хюлькенберга, Кевин приготовился, чтобы обогнать справа.«Ред Булл» вице-чемпиона. Он даже успел продвинуться на пол-корпуса в оставленное Пересом пространство. Но в последний момент Серхио вдруг принял слегка правее своей полосы. То ли он не хотел пропускать соперника, то ли старался выбирать лучшую для себя траекторию, но действия мексиканца были явно опрометчивы для той ситуации. Его «Ред Булл» задним правым колесом зацепился за переднее левое колесо «Хаас», и болид развернуло. Узкое пространство улочек Монако, спокойно вмещающее две машины, явно не предназначено для трех машин. И на месте Серхио следовало бы не предпринимать никаких движений ни влево, ни вправо, а просто катиться по прямой к следующему повороту. В Монте-Карло не выигрывают гонок на первом круге.
Ударившись сначала об одно ограждение, затем о другое, «Ред Булл» увлек за собой поочередно обе машины «Хаас». Нико Хюлькенберг пострадал меньше всего, но все равно за 40 минут времени, отделяющего остановку гонки от ре-старта, починить его было невозможно.
Первичная оценка ситуации склоняла к тому, что Кевин Магнуссен будет наказан штрафными баллами и пропустит следующий этап в Канаде. Ведь у датчанина уже есть 10 штрафных очков, а по достижении потолка, определенного в 12, гонщик обязан пропустить следующую гонку. Однако при более детальном рассмотрении этой аварии с привлечением камер с других болидов стало очевидным, что здесь виноваты оба пилота. Стюарды пришли к такому же мнению. Инцидент был признан гоночным, и никто из его участников не был наказан.
Так в Монако еще никто не гонялся
Действительно, то, что мы увидели после ре-старта, наводит на противоречивые мысли. Никогда еще в Монако гонщикам не приказывали ехать на 3-4 секунды медленнее, чем они могли. Растянувшись по трассе, лидирующая группа ехала в своем ровном темпе, задаваемом Шарлем Леклером. Оскар Пиастри, преследовавший лидера, мог ехать заметно быстрее. Но для этого нужно было обогнать соперника. Увы, преимущества в скорости не хватало, чтобы провести обгон. В отличие от Баку, где есть длинная финишная прямая вдоль набережной, дающая возможность обгонять даже при минимальном преимуществе, в Монте-Карло практически нет мест для обгона. Любая из обгонных попыток легко перекрывается соперником, вынуждая либо срезать шикану, либо идти на откровенный контакт. Для обгона нужен значительный перевес в скорости. А в этом году таким преимуществом на городских трассах никто не обладает.Вот и получилось, что Леклер ехал по трассе гораздо медленнее обычного темпа, стараясь сберечь шины, а его преследователям не оставалось ничего иного, как ехать с такой же скоростью.
Аналогично поступили и в «Мерседес». Чтобы сберечь шины, Джордж Рассел вынужден был даже отстать от лидирующей четверки, в которой пилоты «МакЛарен» преследовали соответственно своих соперников из «Феррари». Макс Ферстаппен, не сумев обогнать Рассела на стартовом круге, смирился и ехал в темпе Джорджа, подгоняемый Льюисом Хэмилтоном.
Каждый из преследователей ждал ошибок впереди себя, чтобы в любой момент воспользоваться ситуацией. Иногда машины проходили на расстоянии до 1 (!) см от защитных барьеров, но по-крупному никто не ошибался. Оно и понятно, это же не темп быстрого круга в квалификации. Фактически все ехали в щадящем скоростном режиме, словно на демонстрационных заездах.
Третья группа, которую возглавлял Юки Цунода, тоже особенно не торопилась. Японец значительно поотстал от «Мерседес» Хэмилтона. Но для обгона пилота «РБ - Виза» у едущего следом за ним на «Уильямс» Александра Элбона не было достаточного преимущества в скорости даже с системой подвижного крыла ДРС.
Возможно, с трибун эта медлительность и ни очень была заметной, но сидя в пресс-центре, имеешь возможность сравнивать время прохождения кругов гонщиков. И в качестве примера можно привести следующий. Первым отправился на пит-стоп Вальттерри Боттас. Финн ехал в хвосте пелотона и не потерял позиций, когда уехал в боксы за новыми шинами. Получив новый комплект колес, пилот «Заубер» всего за 3 круга сократил 17-секундное отставание от ближайшего соперника, показав время лучшего круга гонки на тот момент. Это при том, что у команды самая медленная машина в пелотоне, и до сих пор ни одному из ее гонщиков не удалось заработать ни одного очка в этом сезоне.
В общем, если сделать короткий вывод, то так в Монако еще никто не гонялся. Команды умышленно сдерживали пилотов, заставляя их ехать медленнее обычного, чтобы сберечь шины до конца гонки и … не ехать на пит-стоп. Получалось, что даже возможность посмотреть как команды справляются с супер-быстрой заменой шин, для зрителей была сильно сокращена. Понятно, что лидеру гонки хотелось любой ценой не упустить своего преимущества и наконец-то победить у себя дома в Монако. И от этого ценность победы, даже слегка омраченная отсутствием соперничества, риска и скорости, потускнела. Правда, не для местных жителей и для местного правителя. Князь Альберт Второй, известный своим пристрастием к футболу и гонкам, по случаю победы, даже поучаствовал в обливании шампанским. Ему подали на подиуме такую же как и у пилотов бутылку с шампанским, и монарх с заправским видом знатока этого дела разбрызгивал в восторге шипучий напиток на пилотов после прозвучавшего гимна своей страны. Зрелище, прямо сказать, уникальное.
А сразу после гонки Фредерик Вассер и Шарль Леклер еще и искупались прямо в бухте у паддока в морской воде под восторженные крики толпы болельщиков и богатых толстосумов, наблюдавших за происходящим с бортов пришвартованных яхт. Главной повесткой дня праздника была первая в истории княжества победа на Гран-при Формулы-1 гонщиком, родом из Монако и монегаском.
А была ли интрига?
Учитывая, как долго Шарль Леклер боролся с проклятием Монте-Карло, главная интрига гонки заключалась в том, не случится ли чего, что в очередной раз помешает ему добиться такой очевидной, казалось бы, победы. И главным образом технические неполадки с машиной или несвоевременный выезд машины безопасности по случаю очередной аварии. Помешать этому иным способом в данной конкретной ситуации было сложно.И все же для знающих толк в гонках Формулы-1 была еще одна небольшая интрига в этой странной гонке. Когда отрыв у Льюиса Хэмилтона от Юки Цунода составил более 25 секунд, что позволяло команде «Мерседес» провести своему подопечному пит-стоп без потери позиции, то британского чемпиона позвали в боксы.
И вот тут произошел курьезный случай. Идея этого пит-стопа заключалась в том, чтобы дать возможность Льюису на свежих шинах установить время лучшего круга в гонке, что давало ему дополнительное очко. К тому же можно было бы попробовать на своих покрышках затем догнать Макса Ферстаппена и даже попытаться обойти его на трассе. Обычно если впереди едущий соперник не сразу реагирует на такой прием, называемый «подрезкой», то рискует в случае собственного запоздалого пит-стопа оказаться позади инициатора этой комбинации.
Когда Льюис поехал в боксы, то в «Ред Булл» решили не оставлять своего пилота на трассе, а также провести ему пит-стоп. Ферстаппен резко ускорился и отыграл 2 секунды на том круге, когда британский чемпион поехал к своим механикам. А после пит-стопа Макс успел выехать впереди Льюиса, тем самым обезвредив коварный замысел противника.
Забавно было слышать от Льюиса возмущение по радио в переговорах с «Мерседес»: «А почему меня никто не предупредил, что нужно было добавить темпа после выезда из боксов?» Я понимаю, если бы так говорил дебютант «Формулы-1». Но 7-кратный чемпион, один из самых опытных в нынешнем пелотоне гонщиков не мог не понимать, в чем суть этой комбинации. Льюис, откровенно говоря, просто проспал свой шанс. Конечно, команда должна была намекнуть гонщику, чтобы он ускорился за пару кругов до пит-стопа и даже попробовал атаковать соперника. Это дало бы запас в пару секунд, к тому же вынужденная защита заставила бы Макса Ферстаппена рисковать и, может, даже ошибиться. А Льюис, зная, что он поедет на пит-стоп, мог бы не беспокоиться о состоянии своих шин. И после выезда из боксов Хэмилтону также нужно было пройти свой круг в максимально быстром режиме сродни квалификации. Только в таком случае у него был шанс, возможно, опередить соперника за счет «подрезки». Увы, этого не произошло.
Получив новые шины, Ферстаппен вскоре догнал Джорджа Рассела, но провести успешную атаку ему не удалось. Преимущество над «Мерседес» даже при разнице износа шин у болида «Ред Булл» было недостаточным. Поэтому стартовый порядок первой десятки гонщиков так и не изменился. А данный эпизод был лишь скромной изюминкой на безвкусном торте второй части гонки после рестарта.
Следующий этап пройдет в Монреале менее чем через две недели. И именно результаты канадского Гран-при покажут нам, действительно ли интрига борьбы за титул еще сохраняется или поражение «Ред Булл» и Макса Ферстаппена в Монако – это лишь случайный неприятный эпизод для чемпионской «конюшни» и ее лидера.