Глава МИД Беларуси в ООН дал ответ, почему инструментарий организации не может навести порядок в мире
Глава белорусского внешнеполитического ведомства начал свое выступление с вопроса:
— Вот уже 79 лет наши страны встречаются в этом зале, чтобы донести свою правду, обменяться лучшими практиками и поддержать важные инициативы. И все это под девизом — сделать мир лучше. А становится ли мир действительно лучше? Более предсказуемым, безопасным, стабильным? Среди нас есть старожилы, которые помнят те времена, когда площадка ООН играла в этом свою особую роль. Мы — более молодые — знаем это, к сожалению, уже лишь по учебникам.
Максим Рыженков отметил, что много лет назад Устав ООН был чем-то незыблемым, подлинным гарантом компромиссных и направленных в будущее решений:
— Многие еще помнили жертвы и ужасы Второй мировой войны, и никто не хотел повторения той жуткой трагедии. Поэтому вместе мы сформировали уникальный инструмент коллективного разрешения споров и укрепления архитектуры международного взаимодействия. Да, как показала история, инструмент не во всем совершенный. Как и все мы. Но, несомненно, лучший из тех, что мир имел до и имеет сейчас.
Руководитель белорусского МИД обратил внимание, что не все вопросы, даже по которым были однозначные решения, удалось довести до реализации, и они кровоточат до сих пор:
— Например — Палестина. Где сегодня развязана настоящая гуманитарная катастрофа и гибнут десятки тысяч мирных граждан.
Но это не умаляет достижений прошлого века, подчеркнул министр.
— Произошел слом колониальной системы. Многие народы получили выстраданное право на самостоятельное развитие. Появились точки экономического, промышленного и финансового роста на всех континентах. Целые регионы стали выходить из тени голода и эпидемий. Миротворческая деятельность ООН была способна предотвращать кровавые конфликты или способствовать их прекращению. Голубой цвет ООН был везде, где успешно решались проблемы в целях развития. Но что же случилось сегодня? Почему нам потребовалось создать Группу друзей в защиту Устава ООН? Почему сегодня мы вынуждены защищать документ, который и так имеет высшую правовую силу для всех? Почему мы не можем в полной мере задействовать инструментарий ООН для наведения порядка в мире? Потому что ряд стран не живут по нормам, предписанным Уставом. И не собираются. Потому что жить по международному праву для них — сродни медленному угасанию, — констатировал Максим Рыженков.
Он отметил, что на трибуне ООН они вспоминают Устав. Однако не в универсальном плане, а применительно лишь к своим эгоистичным интересам и притязаниям. И зачастую в отношении других.