Идет подготовка к созданию нового отряда спецназначения. Интервью с командиром в/ч 5448
– Командующим внутренними войсками уделяется очень большое внимание основной традиции ВВ МВД, его отношение такое: чем больше парней сдаст на краповый берет, тем лучше. Я полностью с этим согласен, ведь таким образом идет развитие военнослужащих по всем направлениям подготовки, – убежден подполковник Лобанов. – На осенней сдаче берет завоевали трое военнослужащих нашей 1-й отдельной специальной милицейской бригады – два офицера и один контрактник. Что очень для меня отрадно. Прежде всего хочу, чтобы «краповиками» становились, а потом транслировали свой пример на солдат именно офицеры, особенно молодые. Чтобы подготовиться к следующей, весенней сдаче, будет создана группа потенциальных кандидатов для регулярных всесторонних занятий. Я всегда стараюсь пробегать марш-броски, раньше сам водил марши и в этом году лично смог испытать на себе особенности дистанции. Скажу, что сдача на краповый берет не стала более легкой, как кто-то может подумать. Мне, подготовленному военнослужащему, нелегко было. Я не в кроссовках бежал, в берцах, но без брони. А ведь ребята бежали в бронежилетах, с автоматами, в касках. Периодически выполняли нормативы, одевали противогаз.
– Какие слова обычно адресуете кандидатам в «беретчики» перед маршем?
– Обращаюсь к ним так: «Вы здесь стоите в строю и должны приготовиться к тому, что будет очень тяжело. Будешь готов к максимальной самоотдаче на марш-броске – тогда пробежишь. Потому что всегда (я это понял во время службы в роте разведки бригады спецназа) сдается сначала голова. Как только ты себе даешь сигнал «мне тяжело», сразу начинают и мышцы болеть, и дыхание тут же становится совсем другое.
Настраивая своих офицеров и прапорщиков, которые сдают на берет, говорю: «Слов «не могу» нет. Забудьте. Есть одно «не могу» – когда ты потерял сознание, тело отказало, и тебя в скорой взбрызнули холодной водой. А если ты бежишь, находишься в сознании и себе говоришь «не могу», то это означает «не хочу».
Из наблюдений: идут соревнования по рукопашному бою. Выходят два соперника, и один попадает в нокаут. Его привели в чувство, поднимают, но парень всех расталкивает: «Пустите, я бьюсь дальше!» Настоящий спецназовец должен быть именно таким. А «не могу» – крайняя степень. Это значит, ты не дышишь. Всё остальное – просто «не хочу».
– Алексей Владимирович, 30 сентября войсковая часть 5448 отметила свою 57-ю годовщину. Дата хотя и не юбилейная, однако бригада сейчас пребывает на очень важном этапе динамичного развития. Как и во внутренних войсках в целом, в вашем соединении происходят знаменательные преобразования. В своем выступлении на торжественном собрании в преддверии празднования дня образования в/ч 5448 заместитель министра внутренних дел Республики Беларусь – командующий внутренними войсками генерал-майор Николай Карпенков отметил, что за прошедший год в подразделениях столичной милицейской бригады серьезно усилили спецназовскую составляющую. Что стоит за этими словами?
– Командующий внутренними войсками проводит очень большую работу по развитию подразделений специального назначения. Напомню, что были созданы ООСН «Рысь» (в/ч 5529) и ОСН «Беркут» (в/ч 3214) на базе 3-й отдельной Краснознаменной бригады специального назначения. Также отряды спецназа сформированы в Гродно («Тайфун»), Бресте («Шторм»), Гомеле («Буран»), Островце («Циклон»). (В начале декабря стало известно и о создании в Околице Минского района ОСН «Торнадо» в/ч 3310. – Прим. ред.)
Что касается нашей бригады, то сейчас мы комплектуем военнослужащими контрактной службы 1-ю роту специального назначения, прежде состоявшую из солдат срочной военной службы. Хотим до конца 2023 года закрыть вопрос, чтобы РСН стала полностью контрактной. Кроме того, мы максимально приблизили штат 1-й роты специального назначения к штату отряда специального назначения (ОСН) – ввели ряд новых должностей, в том числе для военнослужащих, которые являются операторами беспилотных летательных аппаратов.
Таким образом, идет подготовка к созданию в 2024-м на базе роты спецназа отряда специального назначения. Началось строительство новой казармы, по государственной инвестиционной программе будет осуществлена серьезная реконструкция автопарка нашей бригады.
Самое основное, еще раз повторю: комплектование 1-й РСН на основе контрактной службы. 1-й взвод – это максимально подготовленные военнослужащие, подписавшие второй контракт и прошедшие несколько курсов боевой подготовки, обучение инструкторами СОБРа. 2-й и 3-й взводы – контрактники помоложе, которые приходят после срочной военной службы и будут стремиться попасть в 1-й взвод при появлении ваканта.
В дальнейшем, по моей задумке, 1-й взвод роты специального назначения может выполнять задачи с криминальным блоком органов внутренних дел, адресную работу.
Конечно, будем предпринимать дополнительные усилия по наращиванию такой составляющей, как снайперская подготовка. Хотим, чтобы в перспективе у нас, когда рота станет полноценным отрядом СН, было несколько расчетов АГС. И уже сейчас обучаем военнослужащих.
Кроме того, у нас уже есть две единицы бронетехники – БТР-80 и специальный бронированный автомобиль производства МЗКТ, выделенный в нынешнем году командующим внутренними войсками для 1-й роты. К слову, расчет БТР-80 войсковой части 5448 на недавних сборах на полигоне Белая Лужа занял первое место в войсках.
Говоря об усилении спецназовской составляющей в нашей бригаде, не надо забывать и про взрывотехнический центр внутренних войск. Сейчас прорабатывается актуальный вопрос о повышении статуса этой уникальной структуры.
– Знаю, подразделения специального назначения конкурируют в сфере поиска достойных кандидатов. Как, если не секрет, мотивируете потенциальных спецназовцев, где черпаете кадры для 1-й РСН и будущего ОСН?
– Привлекаем, разумеется, не только обещаниями. Командующий внутренними войсками в этом году ввел в денежное довольствие надбавку для подразделений специального назначения, в том числе и для 1-й РСН столичной милицейской бригады.
Наша задача – создать такие условия в 1-й роте, чтобы контрактник чувствовал себя профессионалом. Причем денежные средства, которые он получает (по крайней мере, по себе сужу), находятся на втором месте. А вот если прихожу на службу и каждый день меня чему-то новому учат (к примеру, научился из АГСа стрелять, снайперскую винтовку осваиваю, на полевых выходах совершенствую тактическую подготовку), то я себя реально чувствую профессионалом.
Буду объективен: в плане денежного довольствия мы не можем сравниться с такими спецподразделениями, как СОБР, «Алмаз», «Альфа», да там и штаты совсем другие. Но наши контрактники могут сфокусироваться на боевой подготовке. Ты становишься профессионалом, заключаешь один контракт, второй, третий, а затем есть шанс попасть в тот же СОБР. Если хочешь, чтобы тебя заметили, проходи квалификационные испытания на право ношения крапового берета, участвуй в соревнованиях по прикладному рукопашному бою, огневой подготовке.
Во внутренних войсках создана правильная система: новые отряды специального назначения являются как бы младшими братьями СОБРа. Если там бойца из ОСН заметили, то он может стать собровцем. На мой взгляд, отличный стимул для профессионального развития.
Однако есть и желающие служить в новых спецподразделениях в Бресте, Гродно, Гомеле, Островце – парни стремятся туда, где родные корни, на малую родину, поближе к своим семьям. Немаловажна и перспектива обретения стабильной крыши над головой. Для решения жилищного вопроса проделана большая работа. Вижу, насколько командующий заботится о личном составе. Идет строительство арендного, кооперативного жилья. Новые многоэтажки ликвидируют очередь нуждающихся. Большое подспорье – Указ Президента «Об арендном жилье для военнослужащих», которым установлены порядок и условия передачи в собственность людям в погонах арендного жилья. Появление такого документа – результат реализации инициативы командующего внутренними войсками при поддержке министра внутренних дел.
– Вернемся к выступлению генерал-майора Николая Карпенкова 29 сентября. Поприветствовав личный состав в/ч 5448, Николай Николаевич отметил, что очередной день образования бригады бойцам приходится встречать в строю, в приоритет всему поставив качественное выполнение боевых задач и как никогда интенсивную боевую подготовку...
– Именно от интенсивной боевой подготовки зависит эффективность выполнения служебно-боевых задач. Все началось с того, что командующий как офицер-спецназовец, много лет возглавлявший СПБТ «Алмаз» МВД, другие спецподразделения, начал наращивать инструкторскую составляющую. Инструкторы СОБРа проводили подготовку в воинских частях (в том числе и в нашей 1-й РСН) с тем, чтобы спецназовцы на местах могли сами выполнять функцию инструкторов, распространять опыт и знания среди сослуживцев.
Дополнительно были привлечены инструкторы из числа запасников – те, кто раньше проходил службу в СОБРе, «Алмазе». А еще помогают запасники, которые имеют опыт Сирии, Чечни, СВО. Венцом процесса боевой подготовки, на мой взгляд, является взаимовыгодное сотрудничество с инструкторами, обладающими уникальным опытом участия в вооруженных конфликтах.
Я сам был на недельных сборах, где российские инструкторы проводили занятия с командирами бригад. Мне было интересно. Кое-что освежил в памяти, каким-то своим мыслям нашел подтверждение, узнал что-то новое…
Через эти сборы проходят все подразделения специального назначения внутренних войск, в том числе моя 1-я рота и часть офицеров других рот в/ч 5448. В сборовой подготовке участвуют специалисты-медики, саперы, снайперы, пулеметчики, гранатометчики, военнослужащие ряда других специальностей. А те наши офицеры, которые уже прошли подготовку на Воловщине, теперь проводят занятия уже у меня в бригаде. Мы поочередно выделяем неделю для каждого батальона. С понедельника по воскресенье подразделение освобождается по приказу командующего от патрульно-постовой службы и занимается с наращиванием нагрузки – по принципу «от простого к более сложному».
Вначале идет одиночная подготовка, потом отдельные предметы, инженерная, тактическая, огневая подготовка. Отрабатываются изготовки для стрельбы и все остальное. В субботу и воскресенье сбор венчают тактико-специальные учения.
Также командующий большое внимание уделяет рукопашному бою. А подготовка срочников – работа на будущее, ведь нам нужен очень качественный приписной состав, поскольку, уходя в запас, бойцы прикрепляются к войсковой части 5448.
К слову, в этом году мобилизационной готовности внутренних войск уделено большое внимание. Учитывая проблему, с которой столкнулись военкоматы в Российской Федерации (там, когда начинали вызывать по спискам людей, нередко адресат по повестке не являлся: куда-то переехал, где-то уже служит), мы взяли и полностью проработали данные по своему приписному составу.
У нас есть подразделения, которые будут мобилизовываться при режиме нарастания военной угрозы либо в военное время.
Также отдельно сформирована по инициативе командующего внутренними войсками при поддержке министра внутренних дел и Президента отдельная категория приписного состава – добровольцы. По первому сигналу они могут прибыть в бригаду. Даже если и не будет никакого военного положения либо нарастания военной угрозы, у нас встанут в строй запасники, способные эффективно решать задачи. Среди них есть и бывшие сотрудники ОМОНа, и военнослужащие подразделений специального назначения, ранее служившие у нас в 1-й РСН.
Перед всем личным составом стоят очень важные, ответственные задачи. Я очень горжусь тем, что мне довелось стать комбригом войсковой части 5448 с ее незыблемыми традициями добросовестного несения службы патрульными, конвойными, кинологическими, саперными подразделениями. Постараюсь сделать для столичной милицейской бригады все, чтобы нарастить, интегрировать сюда и спецназовскую составляющую. И тогда это будет максимально эффективное соединение.
Полный текст интервью командира в/ч 5448 читайте на страницах 161-го номера журнала «Спецназ» (ИД «Беларусь сегодня»).
Фото пресс-службы внутренних войск.