Историк рассказал о попытках реванша стран, поверженных «Багратионом»
80 лет назад мы взяли верх над гитлеровской коалицией — сегодня ее участники делают одну попытку за другой взять реванш, только на этот раз к ним присоединились наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции. О роли и значении операции «Багратион» в победе над немецко-фашистскими захватчиками во время круглого стола «Республика Беларусь: память, независимость, безопасность», который в преддверии Дня Независимости прошел в Институте социологии НАН Беларуси, рассказал научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Валерий Надточаев, передает БЕЛТА.
По словам ученого, операция «Багратион» имеет внутреннее и внешнее значение.
— В результате операции была наконец освобождена территория Беларуси. Наш многострадальный народ, который понес огромные жертвы при немецкой оккупации, смог заняться созидательным трудом. Да, дееспособные мужчины ушли на фронт или стали партизанами, но тем не менее, стало легче, высказывает мнение историк, поясняя внутреннее значение «Багратиона». — Появилась возможность что-то планировать и не опасаться, что в любой момент можешь быть убитым. Прекратился непрерывный геноцид белорусского народа, знакомый нам с первого дня вступления захватчика на белорусскую землю.
Для советско-германского фронта «Багратион» значил разгром одной из крупнейших группировок противника — армии «Центр», что позволило организовать ряд наступательных операций на юге (в Украине и Молдавии) и севере.
— Военно-политическая обстановка в странах гитлеровской коалиции до начала и после операции разительно отличалась. Перед «Багратионом» союзники по антигитлеровской коалиции обратились к правительствам Румынии, Венгрии, Финляндии с просьбой выйти из войны, заключить мир и обратить оружие против германской армии. Благодаря превентивным мерам, принятым Германией, в частности, оккупации Венгрии, сепаратистские настроения были подавлены. Венгры, напротив, мобилизовали для фронта больше людей, Румыния увеличила воинский контингент, — рассказывает Валерий Надточаев. — После «Багратиона» политический фон полностью изменился. Из войны вышли Финляндия, Румыния, Болгария.
— В годы Второй мировой войны наши союзники вынуждено вошли в состав антигитлеровской коалиции - им нужно было решить свои задачи. Без СССР тогда это сделать, если и было возможно, то потребовало бы сверхнапряжения, — считает историк. — Страны капиталистического лагеря тогда были неспособны милитаризировать экономику. Мы и сегодня видим, что у них есть проблемы с этим. Как и тогда, во главе угла для них — прибыль, корысть, финансовый интерес. Понятие Родины для них не имеет значения. Мы устроены по-другому, для нас наше Отечество, земля, память предков - не пустой звук. За это наши предки испокон веку умирали.
— Посмотрите на нашу южную соседку, Украину. Те же лица спустя 80 лет делают попытку взять реванш. И союзники по антигитлеровской коалиции в этот раз вместе с ними, — добавил Валерий Надточаев.
Еще одно международное значение «Багратиона», по словам эксперта, — демонстрация возросшей мощи Красной армии. Показать свою силу было особенно важно потому, что воевал Союз против объединенной Европы, а не исключительно против Рейха и его союзников. На военно-промышленный комплекс Германии тогда работала вся Европа. Даже якобы нейтральные государства оказывали значительную помощь Рейху.
— В ходе операции «Багратион» состоялась еще одна уникальная, доселе не проводившаяся операция, — «Большой вальс». Ее организовал уже НКВД СССР. В рамках этой операции 57 600 немецких военнопленных этапировались в Москву, и 7 июля 1944 года их провели парадом побежденных по московским улицам. Они мечтали об этом в 1941 году — им такую возможность предоставили в июле 44-го, правда, в другом статусе: не победителей, а побежденных. Демонстрация такого огромного количества военнопленных — а среди них были и 19 генералов Вермахта, 12 из которых были захвачены на белорусской земле в первой фазе операции «Багратион», — явилось еще одним убедительным аргументом, доказавшим силу советской армии, — резюмировал научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Валерий Надточаев.