Иванец внес предложения по правилам поступления в вузы и рассказал, как не потерять одаренных абитуриентов

На совещании по вопросам совершенствования образовательной сферы, которое прошло 21 сентября во Дворце Независимости с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко, министр образования Андрей Иванец подвел итоги прошедшей вступительной кампании и внес предложения о том, как в дальнейшем не потерять одаренных абитуриентов.


Министр отметил:

Мы не потеряли одаренных. Более четырех тысяч студентов в этом году приняли без экзаменов: это победители всевозможных олимпиад, выпускники Национального детского технопарка, медалисты, которые поступили на востребованные экономикой специальности. Безусловно, это и выпускники профильных классов. Более 13 тысяч абитуриентов мы приняли по внутреннему испытанию. Это выпускники колледжей, а также абитуриенты-целевики, которые поступили на избранные специальности. Полагаем, что более мотивированных абитуриентов найти, наверное, сложно, чем тот молодой человек, который окончил колледж и решил поступить в университет по этой же специальности, продолжить свое профессиональное обучение. Таким образом, нам удалось увидеть каждого третьего первокурсника. Или 17 тысяч человек.

Отдельно Андрей Иванец отметил отсутствие у абитуриентов беготни между вузами:

Это позволило сделать уход от четырех сертификатов ЦТ к двум сертификатам централизованного экзамена и одному сертификату централизованного тестирования, когда молодой человек идет по строго выбранному направлению.

Вместе с тем, считает министр образования, для выявления одаренной молодежи остались и резервы:

Предлагаем сохранить для выпускников 11-х классов сдачу двух централизованных экзаменов по окончании учебного года. Мы готовы принять централизованный экзамен по окончании учебного года в период с 25 мая по 1 июня. Выпускникам 11-х классов и прошлых лет предлагаем сдавать централизованное тестирование в эти же сроки. Предлагаем совместить централизованный экзамен и централизованное тестирование в единые сроки, чтобы создать строго равные условия как для выпускников этого года, так и для выпускников прошлых лет, а также выпускников колледжей.

Будем расширять прием как одаренных, так и мотивированных, добавил министр:

Какие есть резервы у действующей модели? Первое. За счет расширения перечня университетских лицеев для льготной траектории поступления в эти же университеты. В этом году мы дали такое право трем лицеям. Всего у нас в стране таких пять. Эта траектория себя зарекомендовала, потому что фактически каждый третий выпускник Лицея БГУ воспользовался этой льготой и поступил в Белгосуниверситет без экзаменов. Выпускникам профильных классов, безусловно, нам тоже надо давать такую же льготную траекторию поступления. Сегодня она действует для выпускников педагогических, аграрных, военно-патриотических классов. С 1 января текущего года организовали работу более 160 инженерных классов. Мы сегодня видим, насколько важно, чтобы в наши школы приходили ребята, которые свяжут свою жизнь с инженерным профилем.

Потенциал Национального детского технопарка, считает Андрей Иванец, также еще в полной мере не раскрыт.

Отдельно хотел бы отметить региональные университетские олимпиады, – говорит министр. – Их потенциал составляет около полутора тысяч человек. Эта траектория себя в этом году полностью оправдала. В региональные вузы мы увидели конкурс более чем два человека на место, в то время как в среднем по республике конкурс был 1,6–1,8 человека на место. Полагаем, что проведение региональных университетских олимпиад – это не только инструмент зачисления мотивированных будущих студентов, но и соответствующий инструмент, чтобы провести очень мощную, глубокую профориентацию и оставить этих ребят в своих регионах, где они живут.


Есть большой потенциал и по целевому набору, подчеркивает Андрей Иванец:

Целевиков мы приняли в этом году 3,5 тысячи, 80 процентов из которых – это будущие педагоги и медики (по полторы тысячи). Безусловно, у нас есть серьезный рост в рамках действующей модели. По всем специальностям мы сегодня можем принимать до 60 процентов целевиков от общих цифр приема, по отдельным специальностям (аграрный профиль) – 70 процентов, медики – до 80 процентов.

Действующие правила приема позволяют принять более половины абитуриентов либо без экзаменов, либо по внутреннему вступительному испытанию, заключил министр образования:

Фактически мы идем сегодня по пути поэтапного расширения внутренних вступительных испытаний в рамках действующих моделей, без революций. Почему я так это подчеркиваю? Нам необходимо исключить возможность подготовки в школах только к тестам. Кроме того, у нас в системе образования существуют как устные и письменные выпускные экзамены в школах, которые мы сохранили после 9-х классов, так и централизованное тестирование. Расширяя внутренние испытания, мы одновременно опираемся как на лучшие традиции, так и на лучшие практики использования технологии тестирования, которые мы тщательно переработали в этом году. Так мы можем увидеть нашего абитуриента.

Андрей Иванец подытожил:

Поэтапное расширение внутреннего испытания является принципиальным шагом к повышению уровня подготовки абитуриентов в первую очередь за счет обучения их аргументировать и на практике использовать свои знания. Подчеркну, что в случае принятия данных подходов нам предстоит комплексная и системная работа как с обществом – по информированию, так и в целом с системой образования – по внесению соответствующих совершенствований в подготовку наших учащихся.

Иванец рассказал о новых подходах к организации школьного питания

Все предписания учреждениям образования со стороны контрольных органов к 1 сентября были выполнены – Иванец