Как помочь медлительному ребенку успевать в школе – рекомендации логопеда
Медлительным детям намного сложнее учиться в школе, чем сверстникам с обычной подвижностью нервной системы. В результате они чувствуют себя неудачниками и теряют уверенность в себе. Однако родители могут оказать значительную помощь в профилактике и преодолении этих трудностей. О том, что для этого необходимо, порталу sb.by рассказала учитель-логопед Марина Студнева.
Специалист перечислила характерные особенности медлительных детей:
– Такой ребенок посвящает подготовке уроков гораздо больше времени, чем сверстники. Если его не торопить, допускает мало ошибок или все делает правильно. На контрольных не успевает выполнить все задания и получает низкие отметки. Не любит оказываться в центре внимания, поэтому не вызывается работать у доски, не тянет руку, даже зная ответ на вопрос учителя. Письменные задания предпочитает устным. Как правило, застенчив. Из-за неумения постоять за себя может стать жертвой травли в коллективе. Ему не нравится находиться в общественных местах – он домосед, любит одиночные игры. Физкультура, как правило, самый нелюбимый школьный предмет. Попытки родителей отдать ребенка в спортивную секцию терпят неудачу.
Марина Студнева подчеркнула, что медлительный ребенок обладает такими же умственными способностями, как и его сверстники:
– Темп деятельности такого ребенка значительно снижен, но это не отклонение, а особенность, с которой нужно считаться. Ребенок выполнит задание, но позже других. На индивидуальных занятиях, когда не нужно торопиться, такие дети нередко показывают отличные результаты. Подгонять, повышать голос и злиться на ребенка категорически нельзя: из-за стресса он будет действовать еще медленнее. А главное, такое недружелюбное отношение взрослого губительно влияет на самооценку маленького человека.
Медлительному ребенку нужно позволить работать в оптимальном для него темпе, отметила логопед:
– Важно найти педагога, который готов учитывать особенности вашего ребенка и способен найти индивидуальный подход, не будет раздражаться и отчитывать перед классом, провоцируя травлю. Учебный процесс должен быть адаптирован под возможности и индивидуальные потребности ребенка – тогда он будет чувствовать себя комфортно.
Еще одна важная рекомендация – не фиксировать внимание ребенка на его медлительности и тем более не сокрушаться, что он «не такой, как надо», добавила эксперт:
– Чем реже ребенок будет слышать о своей особенности, которая якобы невыгодно отличает его от других детей, тем устойчивее будет его самооценка. Никогда не сравнивайте своего медлительного ребенка с активными сверстниками. Сравнивайте его с ним самим, и только тогда, когда он добивается какого-то успеха, пусть самого незначительного. Например: «Сегодня ты решил задачу за 15 минут, а раньше у тебя уходило не менее 20 минут».
Большую пользу принесут коррекционные занятия с психологом или социальным педагогом, отметила Марина Студнева:
– Специальные упражнения, игры, тренинги помогут ускорить темп реакций, повысят гибкость нервных процессов.
Логопед также заострила внимание на необходимости развивать у ребенка навыки самостоятельного контроля над темпом деятельности.
– Медлительного ребенка нужно заранее готовить к школьной жизни и помогать ему с первого дня учебы, не дожидаясь, когда он станет неуспевающим и утратит веру в себя. Будьте внимательны к своему ребенку и не оставляйте без помощи, если он в ней нуждается, – призвала родителей Марина Студнева.
Фото: Pixabay
Ранее мы писали о том, по каким признакам можно определить нарушения сенсорной интеграции у ребенка.