Как зарабатывают деньги на «политзаключенных». На ОНТ рассказали о прибыльном бизнесе «правозащитных» фондов
Схема проста. Якобы правозащитники, которые в доле, признают всех подряд политзаключенными, западные кураторы за откаты лоббируют выделение на них средств. Получателями денег становятся прикормленные фонды, которые забирают себе почти всё, а крохи забрасывают в Беларусь курьерам, которые также «отщипывают» и себе, оставляя пару сотен евро на десятки просителей, чтобы создавать ощущение, что схема, вроде бы, честная.
Первый в списке — фонд DissidentBy. Накануне в телеэфире рассказали про Анастасию Кононович, муж которой (Чеслав Кононович) получил 5 лет за донаты в «Полк Калиновского». На Чеслава якобы выделили деньги «правозащитные» фонды. Но ни он, ни его жена Анастасия не были в курсе.
Свой телефон Анастасия предоставила в распоряжение журналистов. В первую очередь они пообщались с координатором фонда DissidentBy Мариной Косинеровой. Женщина родом из Бобруйска, под уголовным преследованием, учетная запись в Telegram — Mary.
Стандартная схема якобы помощи всех «фондов» — родственнику «политзаключенного» нужно открыть счет в иностранном банке, что почти всегда родственники сделать не могут. Тогда им предлагают вариант — забросить на банковскую карту из терминала в Беларуси. Всё якобы анонимно и выглядеть будет, будто вы сами себе зачислили. Но есть нюанс: в этом случае помогают подачками в BYN 100. Причем это якобы и на адвокатов, и на передачи в тюрьму, и на детей. Но, как оказалось, по документам у Косинеровой проходят совсем другие цифры.
Анонимность — это фейк. К примеру, стала известна курьер Косинеровой — Елена Пискур.
В итоге пятью траншами Анастасия Кононович (в лице которой выступили журналисты) получила BYN 500. Вместе с тем предоставить отчетность для своих доноров Косинерова попросила на BYN 7100. Кому в карман ушла разница: Косинеровой, Пискур или кому еще — неизвестно.
Журналисты от лица Анастасии написали и другим фондам. В итоге BySol сказал, что, если нет карты Paysera, то есть иностранного счета, — ничем не помогут. ByHelp — якобы отправили транш, но ничего Анастасии не пришло. А вот инициатива Politzek прислала женщине расписку о получении ею 900 евро, которые она не получала.
Суммы номинальной помощи Анастасии Кононович исчисляются тысячами евро, а реально получила она копейки. Но вместе с тем одна инициатива жене «политзаключенного» помогла. Ольга Зазулинская — координатор фонда «Страна для жизни» всё же отправила ей BYN 1050. Но не попросила отчетности, и это значит, что и сама она никому не отчитывается.
А вот все эти «правозащитные» фонды за несколько месяцев 84 раза просили у Анастасии некие документы на нее или мужа, в которых есть личные данные супругов.
В числе бывших участниц сети курьеров фонда ByHelp — Любовь Драгель. «Если бы у меня была возможность повернуть время вспять, я бы этого не делала», — признается она.
Алексей Леончик — глава фонда ByHelp — никогда не передавал миллионы или сотни тысяч одному-двум помощникам. Посредников верхнего уровня в Беларуси было пара десятков, периодически они менялись, чтобы заметать следы. Суммы посредники дробили на партии мельче, до 5 тыс. евро, и передавали уже десяткам курьеров. Никогда с ними не пересекаясь вживую, отправляли деньги или почтовым переводом, или делали закладки, прям как наркокурьеры. Получатели денег, всякие уголовники, их адвокаты и родственники, назывались в схеме «аппликантами». Они «работали» в лесах или частных секторах, где курьеры, такие как Люба Драгель, оставляли закладки по методичке Леончика — деньги были то в книге, то в целлофановом пакете, то еще в какой обертке.
JIRA — общедоступный коллективный органайзер, куда вносились данные «аппликантов», а курьеры набирали себе заказы и делали пометки об их выполнении. Вместе с тем из базы идет утечка данных. Фрагмент базы ByHelp со всеми получателями показали в телеэфире. Не составило труда вычислить курьеров — Дмитрия Ковалева, Сергея Кардаша и Алексея Кубракова, после обысков все трое — в СИЗО. Их координатор — бывший муж певицы Маргариты Левчук — Александр Чаховский осужден будет заочно, так как давно сбежал в Польшу.