Карпенко рассказал, когда пройдет первый Единый день голосования и ВНС
Он отметил: "Единый день голосования в соответствии с Конституцией определен, он записан. Это последнее воскресенье февраля. Таким образом, этот первый Единый день голосования в 2024 году мы проведем 25 февраля. Соответственно, в Конституции заложено, что после единого дня голосования не позднее чем через 60 дней должно состояться первое заседание Всебелорусского народного собрания. Таким образом, последний день для начала работы заседания ВНС – 25 апреля".
Что касается преимущества единого дня голосования, то, по словам Игоря Карпенко, он сокращает цикл проведения выборов, тем самым снимая напряженность и постоянную политизированность общества.
– Мы немного сократили так называемый избирательный цикл. Если каждую кампанию раньше проводили отдельно, в промежутке четырех лет мы постоянно находились в каком-то избирательном процессе. Хотелось бы все-таки, чтобы была избирательная стабильность. Любая электоральная кампания – это своеобразная встряска, стресс для страны. Потому что политизируется общество, никто не исключает сегодня, и мы тоже это наблюдаем, вмешательство извне. Единый день голосования позволит немного сократить этот цикл проведения выборов. В принципе, будет все проходить как обычно. Вместе с тем особенность будет. Допустим, в Минске избиратель получит два бюллетеня: по выборам депутатов в Палату представителей и по выборам депутатов Минского городского Совета депутатов. А где-то в сельской местности избиратель получит четыре бюллетеня, в частности, по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета, районного Совета и своего поселкового сельского Совета, – отметил глава ЦИК.
На вопрос о том, будут ли присутствовать наблюдатели от ОБСЕ на едином дне голосования в Беларуси, Игорь Карпенко ответил:
– У нас сложился миф о какой-то суперисключительности в оценке выборов со стороны миссии БДИПЧ ОБСЕ. Хотя, если посмотреть, какого-то единого документа, который был бы принят всеми странами, подписан главами государств, ратифицирован всеми странами – членами организации, коими и мы являемся, пока сегодня нет. Там идет руководство исключительно методическими рекомендациями. Причем под каждые выборы они могут быть разные. Поэтому непринципиально, сколько будет международных наблюдателей, приедут те или иные, не приедут и так далее. Наша задача – организовать избирательный процесс в соответствии с законодательством.