Кинолетопись освобождения Беларуси. Проект изучения фронтовых киноархивов предложили ученые НАН

С идеей совместного проекта по изучению и включению в широкое использование кинолетописи освобождения Беларуси, снятой фронтовыми операторами в 1943–1944 годах, выступил на заседании семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Государственная политика в сфере культуры в рамках Союзного государства в условиях геополитических изменений: направления и перспективы» ведущий научный сотрудник Республиканской лаборатории историко-культурного наследия Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Константин Ремишевский, пишет БЕЛТА.

Фото БЕЛТА

«В научный и общественный оборот введен лишь небольшой сегмент наследия фронтовых операторов, — сказал Константин Ремишевский. — Большая часть пленок хранится в архивах. Для их широкого использования нужно тщательно изучить архивные фотодокументы, точно установить, где, когда и кем отснят тот или иной материал. При этом требуется оцифровка старых пленок, в целях сохранности бесценных исторических свидетельств специалисты при их изучении должны работать с цифровыми копиями».

По мнению ученого, такая системная работа необходима. Ведь кинолетопись военных лет — доказательный документ с твердостью гранита, исторически убедительным он является только при точном научном описании. Серьезное изучение кинонаследия времен ВОВ позволит грамотно его использовать в нынешней ситуации в мире.

«В НАН Беларуси эта работа ведется с 2020 года, — добавил научный сотрудник. — Изучено от 280 до 300 документов кинолетописи Великой Победы, сняты несколько документальных фильмов. Сегодня мы знаем работы таких операторов-фронтовиков, как Иосиф Вейнерович, Владимир Цеслюк, Михаил Капкин, Владимир Цитрон, Юлиан Довнер, кинооператора Марии Суховой. Все они снимали освобождение Беларуси».

При этом в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов в Дзержинске хранится примерно 4–5 % всей имеющейся кинохроники того периода, отметил ученый. Остальное находится в России. Цель проекта, предложенного на семинаре, — объединить все имеющиеся материалы в единое кинополотно, которое покажет белорусскому и российскому зрителю большой пласт ранее не доступной к просмотру кинолетописи Великой Отечественной войны, геноцида белорусского народа. По мнению ученого, важно представить это могучее информационное оружие широкой общественности в условиях нынешнего цивилизационного противостояния.

В зону поиска нужно включить не только архивы кинофотодокументов, но и многие другие, поскольку нередко именно в них хранятся описания пленок, считает специалист. «При институциональной поддержке со стороны Союзного государства совместно с российскими коллегами наши ученые могли бы включиться в исследовательский проект и представить его к 80-летию Великой Победы», — резюмировал Константин Ремишевский. Потенциал кинолетописи военных лет должен использоваться максимально.