Клишевич: Президент верно отметил, что расширение НАТО имеет место уже почти 20 лет без всякой СВО

В отличие от НАТО, ОДКБ – это не силовой инструмент принуждения несогласных, а коллегиальная воля государств-участников.  Такое мнение журналистам озвучил депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич, комментируя недавнее заседание ПА ОДКБ. 

Архивное фото

Эксперт подчеркнул, что в странах-участниках ОДКБ невозможно представить ситуацию, как, например, в Финляндии, когда народ и политики в вопросах безопасности имеют диаметрально противоположные точки зрения:

- В НАТО это рядовая ситуация, и она обусловлена тем, что их внешний курс грубо определяет одно государство – США, а остальные просто выполняют их команду, без оглядки на свое общественное мнение. Это приводит к тому, что младшие участники альянса воспринимают НАТО исключительно как ярмо, как обязанность тратить экономические ресурсы на покупку американского оружия.

В ОДКБ ничего подобного нет, потому что такой «вертикальный» или «однополярный» принцип делает всю систему непрочной, уверен Сергей Клишевич.

- При Трампе, к примеру, НАТО практически развалилось, то есть общая эффективность полностью зависит от верных или неверных центра. ОДКБ же сильна не «вертикалью», а своим двусторонним компонентом, например, союзными договоренности между Беларусью и Россией в сфере военной безопасности. Аналогичные двусторонние договоренности у России есть с Арменией, Таджикистаном и другими участниками. В идеале, все члены ОДКБ должны постоянно повышать степень военной интеграции, чтобы у нас формировалось единое пространство безопасности. Для этого в рамках ОДКБ происходит постоянная гармонизация законодательства и разрабатываются модельные законы, - отметил эксперт.

При этом он подчеркнул, что сегодня НАТО расширяется по периметру ОДКБ под предлогом специальной военной операции:

- Но Президент верно отметил, что расширение имеет место уже почти 20 лет без всякой СВО. Это последовательная многолетняя стратегия, чтобы обложить Россию военными базами для превентивного удара. Впрочем, такая угроза была и во время Холодной войны. Но тогда между блоками хотя бы велся диалог, а сегодня ООН и ОБСЕ перестали выполнять функцию переговорных площадок, российскую делегацию туда даже физически не допускают, как было недавно на Мюнхенской конференции по безопасности. Это значит, что нас и наши мирные инициативы не хотят слышать, а регион готовят к войне.

Фото: Егор ЕРМАЛИЦКИЙ