Клишевич: саммит БРИКС — трамплин на «Золотой континент»
Фото из архива «СБ»
Парламентарий обратил особое внимание на тот факт, что премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, с которым белорусский Президент Александр Лукашенко провел на полях саммита в Казани рабочую встречу, предложил уникальную модель сотрудничества между развивающимися странами, которая известна как диалог «Юг — Юг»:
— Автором этой концепции выступали такие знаменитые и дружественные нам деятели, как Муаммар Каддафи и Уго Чавес. Последний говорил о том, что сотрудничество Латинской Америки и Африки (то есть двух южных континентов) способно заложить основу социализма XXI века — то есть позволит добиться справедливого обмена ресурсами, технологиями и знаниями между развивающимися странами. Именно это на наших глазах и происходит, причем БРИКС выступило дружественной дипломатической площадкой для таких процессов, в отличие от западных неоколониальных структур, типа ЭКОВАС.
Совокупно страны Южной Америки и Африки обладают четвертью всех энергетических ресурсов мира, отмечает парламентарий:
— Они включают запасы нефти и природного газа Боливии, Бразилии, Эквадора, Венесуэлы, Алжира, Анголы, Ливии, Нигерии, Чада, Габона и Экваториальной Гвинеи. Но если в Латинской Америке Беларусь активно представлена и практически достигла потолка, возможного в нынешних геополитических условиях, то сотрудничество с Африкой в рамках БРИКС открывает совершенно новые перспективы. Главным препятствием для работы с Африкой ранее являлась логистика. Сегодня же в ключевые порты вдоль западного побережья от Кот-д’Ивуара до Нигерии совокупно инвестировано более 40 миллиардов долларов, что включает в себя новые трубопроводы, расширение складских мощностей, увеличение глубины и новые нефтяные терминалы.
Причину такой модернизации Сергей Клишевич видит в повышенной потребности в углеводородах, которая обусловлена экономическим ростом ряда стран, включая ту же Эфиопию, не имеющую выхода к морю:
— В частности, для этих целей на территории смежного Сомалиленда планируется превратить порт Бербера в стратегический региональный узел снабжения. Кроме того, запланировано строительство нового аэропорта Аддис-Абебы в Эфиопии, который станет крупнейшим проектом авиационной инфраструктуры в Африке. По расчетам специалистов БРИКС, только одно улучшение транспортной инфраструктуры будет способствовать росту ВВП в африканских странах дополнительно на 2,2 процента в год, что является огромным (и недостижимым для нынешнего Запада) показателем. Однако из-за низкого качества дорог транспортные расходы сейчас составляют от 30 до 40 процентов конечной цены товаров, продаваемых внутри Африки, а для стран, не имеющих выхода к морю, например, Эфиопии, затраты на логистику могут достигать 60 процентов, что сильно сдерживает их рост.
Парламентарий напоминает, что в Африке успешно действует Африканская континентальная зона свободной торговли (AfCFTA), которая легко позволяет выйти на местные рынки через любую страну-участницу:
— Сегодня в зону свободной торговли входят 54 африканских государства, поэтому нужно, образно говоря, всего лишь выстроить удобную для нас логистику к «ключевой» стране. При этом рынок Африки постоянно растет и привлекает инвестиции: к 2050 году население, более 60 процентов которого составляет молодежь, достигнет 2,5 млрд человек. Это значит, что здесь будет больше рабочей силы, чем в Китае, причем более молодой и более дешевой. Также постоянно растет ее квалификация, потому что в африканских странах увеличивается уровень образования. В ближайшие 5–10 лет можно ожидать переноса части промышленных производств из Китая в Африку, что, опять же, в конечном итоге будет определяться затратами на логистику. Однако маршруты поставок зависят не только от наличия дорог, но и от политической стабильности — особенно в Западной и Центральной Африке, которая является своего рода перекрестком всех дорог. Сейчас для целей стабилизации региона создается военная конфедерация Мали, Нигера и Буркина-Фасо, что позволит нейтрализовать террористическую активность, а значит, сделает логистику более стабильной и выгодной для всех игроков, а не только для Франции и США, которые намеренно тормозили развитие региона и никак не боролись с терроризмом. Так, по сути, сокращается сфера влияния блока ЭКОВАС, который ранее действовал под контролем Франции и являлся своего рода «жандармом» Западной Африки. Уход французских контингентов создает новые возможности для суверенизации и развития, а в перспективе к военной конфедерации могут присоединиться Гвинея, Чад и Габон.
Сергей Клишевич резюмирует:
— Такой прогресс, как в сфере безопасности, так и в сфере транзита, стал возможен благодаря многополярности мира, когда Глобальный Юг начинает достаточно свободно развиваться. Беларусь же в рамках БРИКС получила быстрые дипломатические выходы на целый ряд перспективных проектов, причем эти страны, как и мы, решают в первую очередь логистические задачи. Это значит, что с Африкой нас объединяют не только общие антиколониальные ценности, которые закладывал еще Советский Союз, но и вполне материальные проекты на несколько миллиардов долларов, которые будут востребованы ближайшие 15–20 лет.