Комплексная терапия

Все годы после распада Советского Союза западные психологи усердно "вытравливали" из России комплекс сверхдержавы. Клинический случай осложнялся типичным самоедством российского интеллигента. Очнувшись от гипнотического сна в один прекрасный и, к слову, совсем недавний момент, "пациент" вдруг осознал, что еще несколько лет интенсивной терапии - и страна может перестать быть влиятельной даже в региональном масштабе.

В начале 90-х Фрэнсис Фукияма в своем знаменитом эссе объявил о "конце истории". Оптимист по натуре, он мыслил так: красная звезда закатилась, и уже ничего не мешает всем странам, большим и маленьким, богатым и бедным, взявшись за руки и сверкая пятками, ринуться в светлое капиталистическое (или, для благозвучия, либеральное) будущее. И никто не заметил или сознательно не замечал коварства в улыбке Фата-Морганы. Зря, разумеется. Голые пятки быстро обожгла крапива терроризма. А вооруженный до зубов и циничный реалполитик пинками вытолкал хилый и наивный идеализм на страницы учебников по международным отношениям.

Войны не исчезли. Мало того, они не слишком видоизменились. Афганистан, Ирак - даже географические координаты "горячих точек" остались прежними. А солдаты с оружием в руках по-прежнему эффективно решают международные проблемы.

Посаженные по известным причинам на военную диету Германия и Япония - экономические колоссы на тонких внешнеполитических ножках. Берлин и Токио всеми силами пытаются забыть пережитки прошлого, но пока даже не могут "на постоянке" закрепиться в ооновском Совете Безопасности.

Очевидно, что российская элита уже вполне осознала всю важность военной составляющей внешней политики (или ей дали это понять). Последние два-три года Россия уделяет повышенное внимание своему военному присутствию в СНГ.

Экономисты в российском руководстве уступили место бывшим офицерам из спецслужб и военным. Силовой крен нового правительства уже не маскируется. Сегодня за пределами собственных границ Россия содержит солдат и технику только в странах СНГ. Российские военные активы вложены во все союзные независимые государства, кроме Узбекистана и Туркменистана. Сосредоточенный и настороженный взгляд российской внешней политики в сторону американского экспансионизма можно объяснить сразу несколькими причинами. Не в последнюю очередь Кремль таким образом надеется компенсировать пока объективную слабость своих экономических аргументов в диалоге со странами СНГ. Энергия наступления иссякает всякий раз, как только в стране назначения обнаруживаются достаточные запасы нефти или газа. Здесь вступают в действие законы рынка, опыт которого в России беднее, чем у западных коллег-соперников.

Но если натяжение внутриполитических нитей, привязывающих Россию к СНГ, не так очевидно, то явные пружины внешней политики вынуждают Россию действовать активнее.

Постсоветский регион стал ареной американо-российского соперничества в военной сфере в первую очередь потому, что Вашингтон не согласился оставить Москве лакомый кусок Евразии. Соединенные Штаты, воспользовавшись афганской кампанией и невзирая на иракскую, с рвением принялись "окучивать" полигоны и аэродромы бывших советских республик.

Москва под обещания подумать над реструктуризацией долга в 180 млн. долларов открыла в прошлом году первую вновь созданную российскую базу за пределами страны - в киргизском Канте. Радость со слезами на глазах - ведь в 30 километрах от него, в аэропорту "Манас", к тому времени американские военные летчики отработали не одну учебную тревогу...

Поле для более решительного отпора у Кремля неширокое, так как в целом российско-американские отношения официально классифицируются как партнерские, даже с прицелом на союзнические. В то же время администрация "френда" Джорджа Буша все чаще позволяет себе неспортивное поведение, к примеру, со скандалом "выдавливая" российские контингенты из Грузии и Молдовы. Причем приднестровские политики после свертывания инфраструктуры рассчитывают в виде компенсации на списание Москвой долга за газ в размере 105 млн. долларов!

Россия учится играть по новым правилам, платить звонкой монетой за военную дружбу со странами СНГ. Это не обязательно должны быть живые деньги за аренду, а могут быть рабочие места в окрестностях военных объектов, списание энергетических долгов, льготы на поставки вооружений и техники или бесплатная подготовка кадров. Даже такой классический союзник России в Закавказье, как Армения, недавно попросил Россию заплатить за пребывание своего контингента на своей территории.

Аналитики в один голос говорят, что по мере того как будут расти ставки в этой геополитической игре, страны начнут играть на повышение цен, шантажируя Москву более выгодными вашингтонскими условиями. К примеру, за аренду аэропорта "Манас" Белый дом каждый год отстегивает 25 миллионов долларов. А только за вылет самолетов Кыргызстан "чистыми" уже получил 18 миллионов. Напомним, Россия "по бартеру" рассчитывается за базу в Канте... киргизским долгом. Условия, согласитесь, не слишком рыночные и определенно временные. Тем более что примеров хоть отбавляй. Украина ежегодно получает чистоганом с российского ВМФ около 10 млн. долларов, а Азербайджан за РЛС - 7 млн. долларов ежегодно плюс единовременная оплата в 31 миллион...

Стоит нанести на эту геополитическую картину еще несколько штрихов цвета хаки. Восточноевропейские лидеры уже подсчитывают доходы от переноса американских военных баз из Германии на собственную территорию. И хотя пресс-секретарь Белого дома пока безмолвствует, ни для кого не секрет, что территория натовских новичков уже используется хотя бы в разведцелях. Крылатые шпионы барражируют в российском приграничье, "чудо"-РЛС сканируют территорию страны. Обиднее всего Москве то, что свою территорию для них предоставляют страны Балтии.

На этом в общем-то пасмурном фоне безоблачным пятном выглядит военное сотрудничество России с Беларусью - самым верным союзником, что вынуждены констатировать даже недоброжелатели интеграции. По поводу российских объектов, расположенных на нашей территории, Минск ведет себя предельно деликатно...