Заместитель Председателя Верховного Суда: ограничений в праве на судебное обжалование нет
Подписанный Главой государства Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» посвящен завершению реформирования апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу приговоров судов всех уровней и преобразованию последующих стадий уголовного правосудия, пояснил заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев.
– Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, в том числе введение института апелляционного производства, проводилась поэтапно, чтобы судебная система страны адаптировалась к новым формам правосудия и работала стабильно. В 2012 году в уголовно-процессуальный закон были внедрены элементы апелляции, а в 2016-м введен апелляционный порядок проверки судебных решений, не вступивших в законную силу. Реформирование института апелляционного производства фактически было завершено в 2021 году, когда суд апелляционной инстанции был наделен широким кругом полномочий по корректировке судебных постановлений, в том числе правом на исследование и оценку доказательств, что сделало процесс правосудия более современным, оперативным и экономичным, – рассказал Сергей Кондратьев.
На сегодня можно констатировать, что переход к апелляции в уголовном процессе состоялся. В результате реализованной в Республике Беларусь модели апелляционного производства количество отмененных приговоров по различным основаниям с направлением уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции сократилось более чем в 13 раз. Уменьшилось количество протестов, приносимых в порядке надзора должностными лицами судов и прокуратуры, что позволило снизить судебную нагрузку и предоставить гражданам более широкий доступ к правосудию, в том числе путем беспрепятственного обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов.
– Вместе с тем приговоры, постановленные Верховным Судом Республики Беларусь по первой инстанции, до настоящего времени не подлежали проверке в апелляционном порядке и вступали в законную силу после их провозглашения, – поясняет Сергей Кондратьев.
Подписанный Главой государства Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» предоставляет нашим гражданам право на обжалование в апелляционном порядке приговоров, постановленных Верховным Судом Республики Беларусь по первой инстанции, что в полной мере соответствует ст. 115 Конституции Республики Беларусь, которая не содержит ограничений в праве на обжалование судебных решений судов всех уровней.
Как это будет происходить на практике? Пересмотр приговора, постановленного Верховным Судом Республики Беларусь по первой инстанции, будет осуществляться специальным составом апелляционного суда, который будет формироваться из числа судей, утвержденных Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь и не принимавших участие в рассмотрении данного дела, как правило, из числа наиболее опытных судей, входящих в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.
В состав апелляционной коллегии, кроме профессиональных судей, будут входить и двое народных заседателей, что создаст дополнительные гарантии беспристрастности при проверке дела в апелляционном порядке.
– Такой подход в полной мере соответствует международной практике. В целом, подобный порядок формирования апелляционных коллегий предусмотрен и в тех странах СНГ, где законодательство сохраняет за Верховным Судом право на рассмотрение уголовных дел по первой инстанции, – отмечает заместитель Председателя Верховного Суда.
Вторая часть изменений в Уголовно-процессуальный кодекс заключается в совершенствовании надзорной стадии пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу и подлежащих исполнению, которая на протяжении многих лет практически не реформировалась.
Объективно такая стадия необходима, поскольку даже самая совершенная система апелляционного производства не может полностью исключить возможность судебной ошибки, тем более что по статистике в апелляции обжалуется только каждый пятый приговор суда.
Поэтому теперь вводится дополнительная стадия проверки судебных решений, вступивших в законную силу, которая в международной практике именуется кассационной инстанцией, она будет сконцентрирована в Президиумах областных (Минского городского) судов.
В чем принципиальная разница между судами апелляционной и кассационной инстанций? Суд апелляционной инстанции коллегиально в составе трех профессиональных судей осуществляет проверку приговоров, постановленных районными судами, которые не вступили в законную силу.
– Суд кассационной инстанции будет осуществлять пересмотр судебных решений как первой, так и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, но на более качественном уровне. В отличие от ныне действующего надзорного порядка кассационная инстанция областных (Минского городского) судов сможет осуществлять такую проверку также коллегиально в составе профессиональных судей с истребованием уголовных дел, а также привлечением к участию в деле осужденных и их защитников в современных формах. Также Законом нашим гражданам предоставляется право обжаловать итоговое решение суда кассационной инстанции, что сегодня при пересмотре уголовного дела по жалобе осужденного в порядке надзора не предусмотрено, – отмечает Сергей Кондратьев. – В принципе, на стадии кассационного обжалования судебного решения процесс правосудия должен заканчиваться. Это позволит сократить время на восстановление судом нарушенных прав граждан, сделает возможным оперативно возместить им причиненный преступлением ущерб, а также сократить время и количество судебных разбирательств, необходимых для принятия по делу окончательного решения, что сделает процесс правосудия более оперативным, менее затратным и повысит доверие граждан к судебной системе.
Надзорную стадию проверки законности и справедливости принятых по делу судебных решений предлагается сосредоточить исключительно в Верховном Суде Республики Беларусь.
– На наш взгляд, принятые сегодня изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь позволят обеспечить баланс в полномочиях всех судебных инстанций, избежать дублирования их функций. Они направлены, в первую очередь, на укрепление гарантий реализации конституционного права граждан на судебную защиту, обеспечение законности и справедливости судебных решений, – говорит Сергей Кондратьев.
Принятые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь вступят в силу через год. Заместитель Председателя Верховного Суда подчеркнул, что это время необходимо для приведения в соответствие с принятым Законом иных нормативных правовых актов.