Ковалев: наши маркетологи научатся работать на новых рынках и по их законам
Беларусь в текущем году перенаправила большую часть своих экспортных грузов на новые рынки. Переориентация потоков произошла очень серьезная. Об этом sb.by рассказал Михаил Ковалев, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики БГУ, доктор физико-математических наук:
- Мы стремились быть мостом между Западом и Востоком и торговать со всеми, но, увы, страны Евросоюза возвели на наших границах стены, причем и в буквальном смысле, и организовали недельные очереди для водителей фур. Все это заставило нас искать счастья на более перспективном Востоке. На Запад экспорт упал, а Восток – вырос. И это полностью компенсировало европейское падение. А из-за ухода некоторых зарубежных компаний их импорт просел весьма существенно: в результате Беларусь будет иметь невиданное положительное торговое сальдо по товарам и услугам, что позволит удерживать валютный курс на оптимальном для экономики уровне. Особенно отлично сработали экспортеры продовольствия – продали продукции на более чем 8 миллиардов долларов (рост на 30%). По-видимому, пока существуют некоторые проблемы только с поиском рынков для древесины, но может их и не надо искать, а лишь расширять производство дешевой и качественной мебели.
Были разумеется загвоздки и с нефтепродуктами, половину их мы продавали Украине, но возросшие потребности России стали «поглощать» наше производство и оба НПЗ выходят на траекторию своей традиционной работы.
Глобальный эффект от нашего ухода со стагнирующего Запада на быстро растущий Восток будет виден через пару лет. Уверен, наши маркетологи научатся работать на новых рынках и по их законам. Очевидно, что и вузы должны организовать подготовку магистров по специальности «Международная торговля с ориентацией на китайский глобальный мир».
Фото: архив БЕЛТА