Логопед — о том, какую роль в развитии речи и успеваемости ребенка в школе играет фонематический слух

Какое значение для речевого развития детей имеет фонематический слух и верно ли, что он во многом определяет, насколько легко ребенку будет даваться учеба в школе? На вопросы портала sb.by ответила учитель-логопед Марина Студнева.

Фото: freepik.com

Эксперт посетовала на то, что многие современные родители, увлеченно занимаясь развитием ребенка с пеленок по разнообразным методикам, совершенно не учитывают особенности его физиологического развития:

В результате, когда возраст ребенка приближается к пяти годам, многие мамы и папы начинают быть тревогу: он почему-то до сих пор не говорит, или у него «каша во рту», или он путает звуки в речи, или пропускает согласные.

Логопед подчеркнула, что чистая речь формируется у ребенка при наличии развитого слухового внимания и памяти, а вместе с ними — и фонематического слуха:

Фонематический слух — это вовсе не физиологическая способность слышать и слушать, данная по праву рождения всем без исключения, как думают многие. Он непосредственно связан с речью и способностью различать фонемы. Другими словами, фонематический слух дает возможность понимать смысл речи.

По словам Марины Студневой, если фонематический слух развивается нормотипично, ребенок свободно ориентируется в окончаниях, приставках и однокоренных словах.

Благодаря развитому фонематическому слуху ребенок успешно овладевает своим голосом — может говорить громче или тише, замедлять или ускорять темп речи, верно выделять ударение в словах. Все это способствует эффективному освоению чтения и письма, а когда придет пора учиться в школе, у него не возникнет серьезных трудностей с успеваемостью.

Логопед объяснила, как формируется фонематический слух в норме:

Задействована височная зона правого полушария: по мере того как она развивается, младенец начинает ориентироваться в бытовых звуках (шум воды, телефонный звонок, лай собаки и др.). Со временем ребенок не только реагирует на звуки, но и пытается их повторять.

Марина Студнева заострила внимание на том, что при благоприятном формировании фонематического слуха к 8 месяцам малыш пользуется только теми звуками, которые присутствуют в его родной речи, а к году, максимум к двум он в состоянии выполнить несложную инструкцию («принеси зайку») и понять простой вопрос («где мяч?»).

Такой ребенок способен анализировать и синтезировать речевые звуки, — пояснила эксперт. — Если же в возрасте 2-3 лет дети не могут правильно воспринимать слова, то впоследствии и воспроизводить их правильно будут не в состоянии.

В заключение логопед подчеркнула, что при своевременной диагностике нарушения фонематического слуха велики шансы преодолеть проблему до того, как ребенок пойдет в школу.

Ранее мы писали о том, из-за чего возникает задержка речи у современных детей и как предупредить проблему.