Лукашенко: Беларусь, как никто другой, заинтересована в сопряжении транспортно-логистических потенциалов ЕАЭС и ШОС
Иллюстративное фото
Глава государства отметил, что формирование устойчивого транспортно-логистического каркаса Евразийского континента с маршрутами, обеспечивающими необходимую пропускную способность, — одна из ключевых интеграционных задач, причем как в ЕАЭС, так и в ШОС.
— По большому счету без конкурентоспособной логистики не может идти речь об эффективной системе торговых отношений в регионе, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Масштаб этой задачи наглядно понятен на примере конкретных цифр, которые привел белорусский лидер:
— Территория стран — членов ШОС — более 35 миллионов квадратных километров, общая численность населения — порядка 3,5 миллиарда человек (практически половина населения планеты), суммарный ВВП — 25,5 триллиона долларов. Если посмотреть на ЕАЭС, беспрепятственное движение товаров необходимо обеспечивать в рамках товарообмена на сотни миллиардов долларов. Только в 2023 году эта цифра составила почти 800 миллиардов долларов. На ШОС приходится около 40 процентов экспорта государств — членов ЕАЭС. И очевидно, что динамика взаимного проникновения товаров, производимых в странах ЕАЭС и ШОС, будет неуклонно расти.
В качестве перспективного направления совместной работы Глава государства упомянул синхронизацию развития международных транспортных коридоров, таких как «Север — Юг», «Восток — Запад», их сопряжение с инициативой наших китайских друзей «Один пояс, один путь».
— В свое время мы выступили с данной инициативой, и уже немало сделано для ее реализации. В частности, на полях первого Транспортного форума стран ШОС в Ташкенте в 2023 году подписаны меморандумы о создании двух новых международных транспортных коридоров: «Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан» и «Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан», — добавил Александр Лукашенко.
Изменения в международной торговле, переориентация экономик государств ЕАЭС на растущие рынки стран Азии, Среднего и Ближнего Востока привели к кардинальным изменениям в транспортной сфере и полной трансформации логистических цепочек, подчеркнул белорусский лидер.
— Когда в 2020 году Литва и Польша в одностороннем порядке незаконно перекрыли Беларуси доступ к портам на Балтике, мы оперативно перестроили нашу логистику на российские порты, начали развивать транспортное сообщение, включая модернизацию инфраструктуры, с нашими партнерами по ЕАЭС, Китаем. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сегодня мы наращиваем объемы перевозок, а литовское и польское руководство ежегодно считает потери, исчисляемые сотнями миллионов долларов, — констатировал Глава государства.
Президент Беларуси добавил:
— Перед нами стоят задачи и по цифровизации торговых маршрутов, созданию понятной всем системы таможенного транзита, который будет надежно застрахован от политических рисков.