Любецкая: институт президентства в Беларуси не остался закостенелым, он развивается вместе с жизнью

Институт президентства именно сильной президентской властью, получившей свое законодательное оформление, решил те вопросы переходного периода, которые на него возлагались. Об этом в ходе круглого стола «Институт президентской власти: история становления и современность», приуроченного к 30-летию института президентства в Беларуси и состоявшегося 23 июля в пресс-центре Дома прессы, заявила судья Конституционного Суда Республики Беларусь Светлана Любецкая.


Еще на заре становления института президентства его фундаментом стало народное доверие, отметила Светлана Любецкая:

— То есть доверие народа к Президенту для того, чтобы выстраивать государство, в котором мы должны были жить. Специфика сегодняшнего момента — последний конституционный референдум закрепил новый в конституционно-правовом статусе орган — Всебелорусское народное собрание. Это абсолютно новые этапы развития государства — поступательные, сохраняя преемственность лучших наработок, но трансформируя их в оптимальные формы деятельности государства с использованием народовластия, его силы и разума и основываясь при этом на очень четких правовых позициях.

Судья Конституционного Суда подчеркнула:

Особенность нашего государства — улучшение качества жизни, построение государства — четко регламентирована в Основном Законе. Институт президентства именно сильной президентской властью, получившей свое законодательное оформление, решил те вопросы переходного периода, которые на него возлагались. Он не остался закостенелым институтом, развивался вместе с жизнью. И очень важно, что конституционный референдум 2022 года закрепил те подходы и положения, которые и выросли из практических наработок, событий, решений, мероприятий. То есть это не надуманные полномочия или надуманная их корректировка, она фактически завершила трансформацию института президентства.


Светлана Любецкая резюмировала:

— Сегодня Президент — ключевая фигура в системе органов государственной власти, обладающая самостоятельной президентской властью. Это арбитр, это координирующий центр деятельности органов власти, он направляет, дает оценку, взаимодействует. Сложился конгломерат различных правовых институтов и правовых механизмов, который позволил сегодня нам закрепить в Основном Законе перераспределение полномочий Президента. То есть это степень доверия и Президента, и народа к органам власти, но, соответственно, и ответственность, возлагаемая на них за принимаемые решения. Это совсем другой, потенциально более высокий уровень развития.

В ходе круглого стола спикеры провели историко-теоретическую реконструкцию становления института президентской власти в Беларуси и мире, дали свое видение ответа на главный вопрос: какова роль института президентства в условиях переходного периода развития государства, социально-экономических преобразований в обществе?



ГОРЯЧАЯ ТЕМА: 30 лет институту президентства

Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ