МИД разъяснил, чем неплох запрет на ввоз одежды секонд-хенд из ЕС в Беларусь
Иллюстративное фото
Стремясь нанести очередной «сокрушительный» удар по экономике Беларуси, Европейский союз недавно принял новый пакет санкций. В их числе и запрет на поставку в нашу страну из ЕС одежды, бывшей в употреблении (секонд-хенд).
По оценкам экспертов, до недавнего времени доля товаров секонд-хенд в общем объеме потребления одежды в Беларуси составляла около 35 процентов. В розницу одежду этой категории продавали около 2,8 тыс. торговых объектов, в том числе и интернет-магазины. По данным Белстата, ежегодно в Беларусь ввозилось одежды, бывшей в употреблении, на сумму около 60–80 млн долларов, а продавалось — на сумму до 70 млн долларов. Остальное уходило на реэкспорт. На уровне ЕАЭС установлен невысокий тариф на импорт секонд-хенд — 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг, что позволяло относительно дешево ввозить и выпускать на рынок данные товары.
Пользуясь этой возможностью, отдельные «бизнесмены» весьма неплохо наживались на торговле б/у одеждой — при ввозе в Беларусь они декларировали товары как секонд-хенд (по заниженной стоимости), чтобы иметь возможность платить таможенные пошлины по минимальному тарифу. В отдельных случаях цена ввозимого товара занижалась более чем в 2,5 раза.
В 2023 году Государственным таможенным комитетом Беларуси совместно с концерном «Беллегпром» были проведены контрольные мероприятия в отношении четырех фур с товарами секонд-хенд. Поштучная сортировка выявила, что около 80 процентов из них — новые товары типа сток.
— Данный шаг является очередным подтверждением того, что Евросоюз абсолютно не следует логике гуманности в вопросах введения санкций, применяет ограничения на социально значимые товары, пользующиеся спросом, в том числе у малообеспеченных граждан, — сказал Анатолий Глаз. — При этом ЕС на различных уровнях декларирует приверженность «социальным принципам» санкций. Но этот шаг в очередной раз подтверждает двойные стандарты наших западных соседей. Не исключаем, что данное решение принято при активном лоббировании «беглой оппозиции», которая уже попросту не знает, какие бы еще запреты применить к Беларуси, чтобы подорвать ее экономику и породить социальные волнения.