Миклашевич: право обращения граждан в Конституционный Суд — это определенный социальный контроль

Право обращения граждан непосредственно в Конституционный Суд с конституционной жалобой — это определенный социальный контроль за законотворческим процессом в государстве. Об этом журналистам заявил Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Петр Миклашевич, комментируя итоги встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с судьями Конституционного Суда.

Фото из архива «СБ»

По словам Петра Миклашевича, общемировой подход конституционных судов — передача гражданам права непосредственно обращаться в Конституционный Суд:

— На постсоветском пространстве мы шли к этому вопросу поэтапно и последовательно. Сейчас мы готовы рассматривать такие обращения. Опыт наработан. Сегодня мы идем в русле конституционного правосудия как на европейском, так и на мировом уровне.

Вместе с тем практика конституционных судов РФ, европейских стран показывает, что только в пределах 4 % от всех обращений становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде, рассказывает Петр Миклашевич:

— Поскольку поставить под сомнение конституционность нормативного правового акта не так просто. Необходимо привести соответствующие аргументы. Поэтому важно не количество конституционных жалоб, а их качество. Количество обращений нас не пугает, поскольку у нас будет предварительный анализ и, соответственно, из всего объема поступающих жалоб предметом рассмотрения в Конституционном Суде будут только те, которые действительно требуют выражения позиции Конституционного Суда о конституционности или неконституционности той или иной нормы, того или иного закона, который применен в конкретном деле.

Председатель Конституционного Суда подчеркивает:

— Предоставление права обращения граждан непосредственно в Конституционный Суд с конституционной жалобой — это определенный социальный контроль за законотворческим процессом в государстве: гражданин уже оспаривает непосредственно норму закона, он говорит о том, что не правоприменение нарушило его право, а сама норма сузила или ограничила его конституционные права и свободы. Это сложный, непростой процесс. Но мы к этому готовы и начинаем действовать!


Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ