«Мне хотелось бы, чтобы весь народ Беларуси это посмотрел»: в Большом театре прозвучал Реквием памяти жертв войны

Итак, свершилось. Впервые в Минске – Реквием Верди в русском переводе с латыни и в постановке Сергея Новикова. Квартет солистов и дирижер Филипп Селиванов – опять же, впервые – из Московского театра «Геликон-опера». Потрясающий хор и оркестр Большого театра Беларуси. И все это в рамках уникального белорусско-российского культурного проекта «Нюрнбергский набат. Без срока давности».


Перед началом выступили официальные лица.

Временный поверенный в делах Российской Федерации в Республике Беларусь Петр Фролов напомнил собравшимся о том, что 75 лет назад – 1 октября 1946 года – завершился Нюрнбергский процесс, который подвел черту под страшными событиями Второй мировой войны.

Перед трибуналом, длившимся 316 дней, предстали 24 главных нацистских преступника и целый ряд преступных организаций: СС, СД, гестапо, руководящие органы национал-социалистической партии. В отношении двух обвиняемых дело было прекращено, трое оправданы, четверо приговорены к лишению свободы на срок от 10 до 20 лет, еще трое – к пожизненному заключению, а двенадцать самых страшных преступников и убийц – к смертной казни через повешение. Смертный приговор был приведен в исполнение 16 октября 1946 года.

– Реквием – это прекрасная возможность, оставаясь в обществе, побыть немного наедине с собой, – сказал в своем выступлении Петр Фролов. – Осознать все то, что произошло, что происходит с нами в этом несущемся вперед времени.


В своей ответной речи начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Дрига напомнила о тех зверствах, которые творили гитлеровцы на нашей белорусской земле: 

– Более девяти тысяч населенных пунктов были уничтожены. Из них пять тысяч сожжены вместе с жителями. 260 концентрационных лагерей и мест массового уничтожения было на нашей земле. Здесь гибли не только жители Беларуси, но и граждане прежде всего еврейской национальности из разных стран Европы.

В Беларуси в 1946 году тоже был свой трибунал над нацистскими преступниками, Ирина Владимировна вспоминает об этом. А старожилы в моем детстве рассказывали, как ходили смотреть на смертную казнь, и ни в чьих глазах я не видела жалости.

Но история историей, а искусство — особая статья.

Я всегда поражалась тому, что Реквием, работу над которым Верди завершил 10 апреля 1874 года, с такой провидческой правдивостью повествует о событиях, произошедших 70 лет спустя. 

Еще не существовало ни танков, ни самолетов, ни страшного слова «геноцид», а Верди своим орлиным взором уже провидел и ковровые бомбардировки, и концлагеря, и массовые молитвы на краю расстрельной ямы. В музыке Верди есть и страшная пляска смерти на костях миллионов людей, и труба, призывающая на Суд народов, и ликование победы, омраченное болью потерь.



Обычный хор в Реквиеме звучит так, будто поют 50 миллионов убиенных и вместе с ними миллиарды живых. И вот видеопроекция представила нам все это в документальных образах и лицах. Истощенные узники концлагерей, трупы на улицах блокадного Ленинграда, толпы обреченных, которых гонят на смерть, – и лица, лица, лица… Старики, женщины, дети… Особенно жутко смотреть на детей за мгновение перед массовым уничтожением. Тысячи лиц на куполе мемориала «Яд ва-Шем» – одиночные портреты и идиллические семейные фото тех, кто потом будет уничтожен целыми семьями, городами и поселками. Пронзительные кадры освобождения Освенцима, где радость перемешана с ужасом и страданием. Хатынский монумент и небо, небо Беларуси…

– Музыкальная часть настолько совпадает с этими кадрами, что впечатление от услышанного и увиденного возрастает во много раз, – говорит дирижер проекта, лауреат международных конкурсов Филипп Селиванов. 

Зал плачет. Плачет в голос. Плачет за колючей проволокой хор, ощутивший себя человечеством.

 – В Беларуси оркестр, хор – потрясающие, и они замечательно откликаются на мои просьбы, – продолжает Филипп Селиванов. – Думаю, у нас возник очень хороший контакт.


Удивительно, но сквозь покров католической заупокойной мессы вдруг воссияла православная певческая традиция, акустика православного храма.  

– Эта акция именно у нас бесценна, – говорит главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси Нина Ломанович. – Мне хотелось бы, чтобы это посмотрел весь народ Беларуси. У нас ведь генетическая память. Она болит у всего Советского Союза, но так, как у нас, она не болит ни у кого. 

– «Беларусь помнит!» – эти слова, которые стали названием нашей республиканской акции, в нынешнем году звучали и в Хатыни, и у Вечного огня на площади Победы, и в тысячах мест поклонения, – говорит Ирина Дрига. – Это дань нашей памяти, нашего уважения. И самое главное – это наш вклад в сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, недопущение возрождения нацизма, повторения ужасов, которые пережили наши прадеды и деды. Мы благодарны российским друзьям, Министерству культуры Российской Федерации, посольству Российской Федерации в Республике Беларусь, Постоянному комитету Союзного государства, которые предложили проведение такой акции, превратившейся в совместный творческий проект.

Помимо Реквиема открыта еще и выставка «Нюрнбергский набат. Без срока давности», открывшаяся 6 октября в Музее истории Великой Отечественной войны. Ее можно будет посмотреть вплоть до 7 ноября, после чего она вернется в Москву.

Фото Татьяна Матусевич