На совещании у Лукашенко обсудили вопросы создания портовых мощностей и реализации калийных удобрений

Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 июля собрал совещание по вопросу создания портовых мощностей и по проекту Указа «О реализации калийных удобрений». Перед началом обсуждения Глава государства отметил:


– Война войной, но все – в экономике, как много раз я предупреждал вас.

Александр Лукашенко напомнил, что в январе текущего года вопрос о создании портовых мощностей для перевалки белорусских грузов уже обсуждался практически в том же составе, что и сегодня.  


– Тогда речь в основном шла о калийных удобрениях, – отметил Александр Лукашенко. – Но это, естественно, объемы самые большие. Сегодня мы об этом поговорим, а также затронем вопрос нефтепродуктов. Направления работы были определены, необходимые решения приняты. Пришло время сверить часы и, если нужно, подкорректировать и согласовать наши дальнейшие действия и планы.

По словам Президента, обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично:

– Но, надо отдать должное, белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях. Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент – скорость принятия решений.


В этой связи Президент поинтересовался, на какой стадии находится вопрос создания собственных мощностей для морских перевозок, есть ли конкретные результаты в этом направлении, какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов и какие проблемы в связи с этим. Еще один вопрос от Главы государства – есть ли понимание, сколько калия мы можем перевалить через порты Российской Федерации на приемлемых условиях?


– Понятно, мы ушли не по-своему желанию с традиционных портов и работаем по перевалке всех наших грузов, а это около 20 миллионов тонн, во всех портах Российской Федерации, – констатировал Александр Лукашенко. – Также мне докладывали и об альтернативных вариантах сотрудничества в Северо-Западном регионе России. Это должно быть главным вопросом. По сути, мы имеем два возможных варианта. Каждый со своими преимуществами и недостатками (я имею в виду Мурманск и Приморск). Необходимо окончательно определиться, что нам нужно – строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу. Насколько я знаю, под Ленинградом мы и строим, и модернизируем. Под Мурманском пока телепаемся.  


В повестке сегодняшнего совещания также проект указа о реализации отдельных видов товаров на экспорт.

Глава государства потребовал предметных докладов по всем этим вопросам:

– И попрошу, не повторяясь, не завывая, не страдая, а конкретно: что сделано на сегодняшний день. Потому что об этом мы не единожды, еще раз повторяю, встречаясь, вели разговор. Поэтому что сделано на сегодняшний день? Какие недостатки, кто и что мешает?

Введенные Западом против Беларуси санкции повлияли на сложившуюся логистику. После того как перевалка белорусских грузов через прибалтийские порты стала невозможной, на первый план для Беларуси вышла российская портовая инфраструктура.


В феврале 2022 года президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о строительстве Беларусью собственного портового терминала. Сегодня осуществляется взаимодействие почти с двумя десятками российских портов. Беларусь направляет через них нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки.
 
В начале января этого года Александр Лукашенко на совещании по экспорту наших товаров потребовал форсировать строительство белорусских портов в России:

– По крайней мере то, что вы просили меня решить на уровне Президента Российской Федерации для того, чтобы были открыты для нас порты, я полагаю, все вопросы решены. Вопрос остается за малым – начинать грузить в этих портах. Хотя кое-что мы уже начали грузить. Надо быстрее строить эти порты, доводить до определенного уровня и торговать уже через собственные порты.


Тогда же по итогам совещания первый вице-премьер Николай Снопков сообщил журналистам, что Беларусь не испытывает проблем с перевалкой грузов через морские порты, инфраструктуры для этого достаточно:

– Сегодня мы обеспечиваем портовой инфраструктурой весь необходимый экспорт Беларуси (на 80 процентов это нефтепродукты и калийные удобрения). У нас достаточно портовой инфраструктуры, чтобы вывозить весь объем экспортируемого продукта. Развивать дальше (собственную портовую инфраструктуру. – Прим. ред.) возможно, если это интересно с экономической точки зрения. В принципе, порт как бизнес-модель – прекрасно. Это экономически эффективный продукт. Я думаю, что мы будем рассматривать дальше и формировать новые портовые возможности уже белорусского национального порта со всеми вытекающими возможностями и перспективами.


Лукашенко поддержал указ, связанный со спецификой реализации калия в условиях санкций

Снопков: перевалка белорусских грузов через российские порты выросла за полугодие на 400%

Снопков - о собственных портах в России: иметь актив за рубежом – это хорошо. Но нужно считать на перспективу

Снопков об экспорте и перевалке грузов: вопрос логистики становится ключевым

Снопков: после введения санкций Беларусь вдвое нарастила экспорт калия на рынки дружественных стран