Наталья Бордиловская — об интересе к жизни, молодом поколении и чувстве ответственности перед зрителем

Наталья Бордиловская: «Миролюбие и мудрость заложены в нашем народе исторически»

Известная телеведущая Белтелерадиокомпании, журналист Агентства теленовостей Наталья Бордиловская следующей весной отметит 30‑летие работы на телевидении. Мы не стали дожидаться круглой даты и решили поговорить с Натальей о близкой ей сфере белорусской культуры, влиянии языка соцсетей на нашу жизнь и ответственности журналиста перед своей аудиторией.


— Наталья, недавно в Ивацевичах состоялся XXXI День белорусской письменности. Наверняка приходилось бывать на этом празднике?

— Да, и не один раз. Делала и программы, и новостные репортажи, и прямые включения. Хорошо, что праздник белорусской письменности и культуры есть и сохраняется, что он проходит в маленьких городках. Хорошо, что туда приезжают наши известные писатели. Замечательно, что каждый год у него меняется локация и наши городки преображаются к празднику. Мы узнаем об их истории, о писателях и деятелях культуры края. Благодаря этому у нас на слуху не только такие хорошо известные исторические центры, как Полоцк, Новогрудок или Несвиж, но и Рогачев, Копыль, Ивацевичи и многие другие места. Мы узнаем много нового о них. У каждого праздника всегда была своя «изюминка». Никогда не забуду, как однажды писатель Владимир Лиходедов обучал всех желающих искусству книгопечатания и давал мастер-класс на воссозданном станке.

— Вижу, что и вы сами в своих соцсетях всячески популяризируете белорусскую поэзию, публикуя не только стихи Пимена Панченко или Владимира Дубовки, но и совсем неизвестных авторов. Для вас это настоящая просветительская миссия?

— Я ищу новые имена. Мне интересна белорусская поэзия начала прошлого века. Безусловно, есть талантливые современные авторы, но моя цель — предложить малоизвестную белорусскую поэзию, о которой мало пишут. Она не теряет своей актуальности, потому что говорит о вечном.

— Вы всегда были верным другом белорусского языка…

— Белорусский язык в моей профессиональной и личной жизни присутствует давно, но в последнее время вижу какую-то нездоровую тенденцию, исходящую не от государства, а от определенного круга агрессивно настроенных людей, как-то его унизить. Моя первая реакция в таком случае — защитить свое. Потому целенаправленно и осмысленно перешла на белорусский язык во всех соцсетях, хотя раньше спокойно была билингвом. Для меня это популяризация и защита белорусского языка от нападок. 
Я работаю в сфере культуры, на белорусском языке выходит «Сiла веры», корреспондентом которой я являюсь. Наши новости культуры тоже выходят на «мове». У нас в стране два государственных языка, и я работаю на одном из них.
— Вы много лет работаете в сфере культуры. Как никто, видите, насколько объемна и системна государственная поддержка в этой области…

— Недавно была в Новогрудке. Там проходит реконструкция известных исторических объектов на Замковой горе. Дух уже захватывает! Готов принять посетителей после реконструкции Коссовский замок. В столице новое здание появилось у Минского государственного художественного колледжа имени Глебова. Все наши театры в свое время были реконструированы — Большой, Купаловский, ТЮЗ… Сейчас идет ремонт в театре имени Горького. А как изменился наш Национальный художественный музей! И эти обновления есть во всех городах Беларуси.

Государство поддерживает наши фестивали. «Славянский базар в Витебске» — наш многолетний бренд. Так же широко поддерживается Национальный фестиваль поэзии и песни в Молодечно. Такого фестиваля больше нет нигде.


— Вы создали немало документальных фильмов на военную тему — «Незабытый подвиг», «Война за память»… В этом году 22 июня делали прямое включение из Хатыни. Как находите новые слова о войне?

— Тема неисчерпаемая. Здесь разночтений быть не может: враг пришел на нашу землю, мы ее защищали, и мы победили. Почти у каждого белоруса в семье погибли родные люди… Об этом надо говорить. Я снимала трилогию о пионерах-героях «Незабытый подвиг». Жаль, что получилось снять только три серии, потом я заболела… И мне кажется, что эта тема нашу молодежь очень волнует. Для меня есть какая-то ненормальность в том, что кто-то хочет умалить зверства фашистов. Это ни в какие ворота не лезет, такого не должно быть. Они захватчики, и это был нацизм и геноцид белорусского народа. Хорошо, что у нас открываются новые места памяти — Красный Берег, Тростенец, обновилась Хатынь и появился новый музей истории Великой Отечественной войны. Вся белорусская земля полита кровью. Это наша святая история.

— Впереди у нас День народного единства. Наверняка у вас есть какое-то свое отношение к этому празднику?

— Его идея сама по себе очень хорошая. Белорусы должны понимать, что, кроме самих себя, они никому не нужны. Это прекрасно, что у нас есть свое независимое, суверенное государство. Оно должно таким быть и оставаться. И чтобы его сохранить, мы должны забыть свои обиды друг на друга и объединиться. 

Нас не так много — девять с половиной миллионов. Только так сохраним нацию, если будем думать о завтрашнем дне, а не смотреть на чужой пирог и желать кусочек от него. 

Ни одна революция не обеспечит ту сытую жизнь, о которой кто-то мечтает, когда можно не работать и блага будут сыпаться с неба. Не надо покупаться на чужие сказки, что при ком-то мы будем жить лучше. Будет жить лучше только при самих себе.

— Единство невозможно без мирного сосуществования религиозных конфессий, которое мы видим в нашей стране. Увы, не везде в мире это сегодня есть.

— Я счастлива работать в проекте «Сiла веры», который дает мне возможность ездить по стране. Порой видишь: то, что придумывается в соцсетях, в реальной жизни отсутствует. Все религии в Беларуси по-прежнему существуют мирно. На одной стороне улицы стоит костел, на другой — православная церковь… У нас много смешанных семей. Мы рассказываем про католиков, ­иудеев, мусульман — про всех. Никогда не встречала никакого негатива со стороны какой-либо конфессии. Знаю, что их представители дружат между собой и ходят на праздники друг к другу. Пусть так будет всегда.
Межконфессиональный и межнациональный мир в Беларуси нужно беречь. Миролюбие и мудрость заложены в нашем народе исторически.
 В тяжелые годины все выступали вместе. В период Великой Отечественной войны все религии и нации стояли плечом к плечу. Мы знаем, сколько православных и католических священников воевали и были награждены орденами и медалями.

— Многие священники сегодня открывают YouTube-каналы, ведут соцсети, чтобы привлечь молодежь. Это не упрощает, на ваш взгляд, тему религии?

— Когда-то и нас всех, журналистов, попросили завести соцсети, чтобы популяризировать и канал, и свое дело, и себя. Наверное, священнослужители тоже видят в этом момент просветительства, своего пасторства. Главное — не за­играться и помнить, что вера — это самое главное для каждого человека.

— В свое время жизнь вам преподнесла непростое испытание в виде тяжелой болезни. Вы ее преодолели, и после появилась идея проекта на эту тему?

— Сейчас все мысли журналистов АТН заняты открытием «Первого информационного» телеканала. Не знаю, будет ли такой проект там уместен. В любом случае я от него не отказываюсь. Слишком большим испытанием стала болезнь, есть чем поделиться с другими людьми, столкнувшимися с ней. Сейчас каждый день проживаю с радостью, стараюсь настраивать себя на позитив. Всем желаю здоровья и беречь себя!

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото: Дарья ТИТОВА