Жители гродненского пригорода не согласны с изменениями в схеме дорожного движения

Не вписались в схему

Скоростные трассы должны быть безопасными. Из этого исходила Гродненская Госавтоинспекция, когда инициировала запрет поворота, ведущего от небольшого поселка Береговой в 2,5 километра от Гродно напрямую к областному центру по трассе Минск — Гродно. Тогда никто не предполагал, что это минимальное изменение в дорожной схеме вызовет серьезный конфликт местного масштаба. Недовольные жители Берегового решили бороться за свое право не добираться до Гродно окружным 6–километровым путем, как это предписывается сейчас, а искать другие пути решения. Их можно понять: практически все жители здесь завязаны на городе. Ведь в поселке нет ни рабочих мест, ни поликлиники, ни магазина, ни школы, ни детского сада. Ничего, кроме почтового отделения.


Коттеджный поселок Береговой под Гродно строился лет 20 назад. Землю под индивидуальное строительство для своих работников выбила у района администрация крупного гродненского предприятия по производству минеральных удобрений «Азот». Тогда кто–то из руководства завода увидел нечто подобное за границей и решил, что индивидуальная застройка пригородов может прижиться и в нашей стране. И не ошибся. Сейчас коттеджные поселки — привычный пейзаж окраины любого города. Сразу видно: здесь живут люди с достатком, которые могут позволить себе променять мегаполис с его развитой инфраструктурой в шаговой доступности на жизнь в собственном доме подальше от шума и суеты.

Но в Береговом поселились рядовые заводчане. В меру возможностей они обустраивали свои дома. Тогда еще планировалось, что в поселке будут собственная школа, детский сад, комбинат бытового обслуживания, стадион, магазин и даже бассейн. Однако развитие социальной сферы не заладилось сразу. Это не особо смущало жителей пригорода. Работали все в областном центре, а там с социальной инфраструктурой полный порядок. Повернул на выезде из поселка налево по трассе Минск — Гродно — и спустя 3 километра ты уже в городской черте. Заходила в поселок маршрутка и 3 раза в день — городской автобус. Неудивительно, что жители Берегового считают себя горожанами. Но юридически они сельские жители с административным центром в агрогородке Вертелишки.

Теперь понятно, почему решение об отмене поворота на Гродно, да и дороги на Вертелишки в Береговом восприняли очень остро. Общая проблема объединила людей, хотя до этого момента обитатели коттеджей плохо знали даже соседей. Выбрали поселковый совет и решили отстаивать дорогу к Гродно. У каждого оказались свои причины. Например, пенсионер Василий Веснин возил в Вертелишки внука и внучку — в школу и детский сад. После упразднения дороги ежедневный путь увеличился сразу на 24 километра:

— Я пенсионер. Дочка — музыкант, она не смогла найти работу. Ее муж также музыкант, работает в Гродно по специальности, но получает не очень много. Каждая копейка на счету, а тут надо в месяц тратить на бензин за лишние 500 километров — и это только за отвоз и привоз детей. В итоге дочка с мужем продали дом, в котором прожили 15 лет. Переехали в город.

Старосту поселка Николая Кощица волнует другое. «Скорая», спасатели, аварийные службы — они тоже вынуждены ехать в объезд. К тому же его «подопечные» пенсионерки жалуются на то, что в сельсовет, который находится всего в 6 километрах, добираться приходится с неудобными пересадками:

— Надо справку взять, какие–то бумаги оформить — мало ли что еще... А на Вертелишки из поселка вообще транспорт не ходит. Чтобы автобусом попасть в агрогородок, надо сначала приехать на гродненский автовокзал, а потом пересесть на транспорт до Вертелишек. С гродненским направлением также неудобно. Маршрутчики быстро поняли, что сейчас к нам добираться — только бензин тратить, поэтому проезжают мимо. Так что ходит лишь городской автобус 3 раза в день. Можно, конечно, выйти на трассу Минск — Гродно и сесть на попутную маршрутку, но до нее километр надо идти по неосвещенной автодороге. Нам отвечают, что тротуары и освещение появятся, но можно было бы эти деньги потратить более эффективно.

Понимая, что нынешняя схема проезда вряд ли будет изменена, поселковый совет разработал альтернативную. Дело в том, что со стороны Гродно почти вплотную к поселку примыкает хорошая асфальтовая дорога, ведущая к Гродненской ГЭС. Казалось бы: достроить всего 100 метров — и не нужно никаких фонарей и тротуара, не нужно многокилометровых объездов. Останавливает одно: «Гроднооблдорстрой» подсчитал, что строительство обойдется более чем в 7 миллиардов рублей. Хотя непонятно: неужели действительно столько стоит насыпка и укрепление простой гравийной дороги?

Василий Веснин показывает участок дороги, который предлагают достроить поселковцы.

Председатель Вертелишковского сельисполкома Сергей Синяков считает, что изменение схемы дорожного движения, увеличившее для поселковцев путь до Гродно и Вертелишек, — событие неприятное, но не критическое:

— Конечно, жителям Берегового было удобно. Повернул на трассе налево — и через пять минут уже в Гродно. Но безопасность на скоростной транзитной трассе намного важнее. Детей из Берегового в Вертелишковской школе и детском саду уже нет, да и раньше было немного. Родители из коттеджного поселка предпочитали городское образование. Справки в сельисполкоме не так уж часто бывают нужны. Что касается реализации альтернативного варианта по постройке участка дороги, который соединил бы поселок с дорогой Гродно — Гродненская ГЭС, то здесь все упирается в деньги.

И тем не менее руководство региона оценило рациональность решения проблемы, предложенного жителями. Начальник отдела энергетики, транспорта и связи Гродненского облисполкома Наталья Прилепская заверила, что альтернативная схема движения действительно может снять множество острых вопросов в поселке Береговой. А это значит, что реализация этого плана возможна, причем не в самой далекой перспективе:

— Безопасность на скоростной трассе — это важно. Поэтому существующую сейчас схему движения на дороге Минск — Гродно никто отменять не будет. Но мы отдаем себе отчет, что упрощенный выезд из поселка будет удобен жителям, транспортникам, ремонтным и спасательным службам. От этого выиграют многие. Поэтому сейчас речь идет о том, что небольшой участок пути между поселком Береговой и дорогой Гродно — Гродненская ГЭС должен быть достроен. Может быть, не в этом году. Однако откладывать работу в долгий ящик мы не будем.

Понятно, что поселок Береговой — это не единственный населенный пункт в стране, который затронули изменения при обустройстве скоростных дорог. И далеко не последний. Хотя бы потому, что вот–вот должно начаться строительство 4–полосной магистрали на месте 2–полосной дороги из Минска до Гродно. Наверняка сельчане, живущие вдоль этой трассы, найдут еще не один повод для недовольства: тут перекрыли, там запретили... Важно в такой ситуации не закрывать глаза на проблемы, даже если они кажутся на первый взгляд незначительными, и не отмахиваться от здравых предложений.

Прямая речь

Юрий Парахневич, начальник межрайотдела организации дорожного движения УГАИ УВД Гродненского облисполкома:

— Участок подъезда к Гродно вблизи примыкающей подъездной дороги к поселку Береговой характеризовался высоким уровнем аварийности. За последние 5 лет здесь, в том числе и из–за разрывов в разделительной полосе, произошло 4 ДТП, в которых погибли 2 человека и 4 были травмированы. Мы встречались с жителями, объясняли им причины решения, принятого областной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения. Уже начаты работы по обустройству автобусных остановок на трассе Минск — Гродно и пешеходного перехода к ним вблизи поселка Береговой. Скорость движения на этом участке будет снижена до 80 километров в час. На участке автодороги, ведущей от поселка к остановкам, до 1 июня будет установлено освещение, до 1 сентября вдоль нее будут обустроены тротуары.

czcz@onet.eu

Фото автора.

Советская Белоруссия № 88 (24970). Четверг, 12 мая 2016