Некрасивая кaмпания глазами очевидца

В России - пик предвыборной кампании. Еще до начала парламентских выборов ведущие политические партии подписали соглашение о честных выборах. Иными словами, обязались не использовать грязные технологии. Что из этого получилось, мы увидели на экранах своих телевизоров. Все это время зрителей "кормили" сладенькими сюжетами о "белых и пушистых" кандидатах от "Единой России". По лидеру этого блока Борису Грызлову можно было проверять часы: если он появился на экране, значит, началась программа "Время"... Но так ли все благостно на всей территории необъятной России?

Наш автор, минский политолог, рассказывает в этих заметках о том, что видел собственными глазами.

Несколько лет назад я познакомился с российским политическим технологом. Политтехнологи - это люди, которые занимаются "раскруткой" политических партий и созданием их положительного имиджа. С тех пор мой знакомый не единожды приглашал меня в Москву понаблюдать избирательный процесс, так сказать, изнутри. Хочу поделиться с читателями своими впечатлениями о российских выборах.

Примечательно, что политтехнологи рекомендуют своим кандидатам, если те избираются депутатами уже неоднократно, менять округа после одного-двух сроков. Если в США или Англии хороший депутат парламента может избираться от одного и того же округа 5 - 6 раз, то в России доминирует восточнославянская ментальность. Многие избиратели думают примерно так: "Конечно, наш депутат Иванов человек хороший, да и делает для нас вроде бы много, но Петров или Сидоров, может быть, будут лучше, да и привыкли мы уже к нашему Иванову, как к домашним тапочкам, хочется чего-то новенького и интересного". Первой сформулировала этот неписаный для России закон Ирина Хакамада. Сформулировала публично, а затем оставила свой традиционный округ на юге Москвы и отправилась избираться в Санкт-Петербург.

Проблемы у российских депутатов примерно те же, что и у наших. Избиратели не хотят утруждать себя выяснением устройства государства и считают депутата чем-то вроде золотой рыбки, которая должна заниматься их жизненными проблемами 24 часа в сутки (даже если они за него и не голосовали). Многим просто невдомек, что депутат не имеет собственного жилищного фонда, чтобы наделить всех нуждающихся квартирами. Или что депутат парламента не правомочен вмешиваться в действия судей. Чем, кстати, пользуются многие недобросовестные кандидаты.

Одну и ту же картину я наблюдал в Москве и на выборах в Госдуму, и на выборах в Мосгордуму. Допустим, депутат по своим каналам узнал, что правительство Москвы через систему связанных кредитов готовится оборудовать одну из школ в его округе компьютерами. Депутат приходит к директору школы и сообщает ему, что это лично он добился создания в этой школе компьютерного класса. На глазах директора появляются слезы умиления, и весь учительский коллектив на следующих выборах помогает данному деятелю избраться вновь, агитируя за него родителей, а также оказывая всяческое содействие его прохождению на тех избирательных участках, которые расположены в данной школе.

Еще одним распространенным приемом является "приватизация" депутатом информации о плане социального развития его округа, разработанном в префектуре. Допустим, где-то готовится капитальный ремонт старого дома или же предполагается заасфальтировать улицу. Депутат приписывает себе заслуги местной исполнительной власти, включая эти якобы проведенные им мероприятия в свои отчеты как свою помощь избирателям. Часто все это подается в виде красочных буклетов с названием "Отчет депутата Иванова о проделанной работе", отпечатанных на хорошей бумаге, снабженных фотографиями депутата.

Война печатных материалов - отдельный разговор. Это могут быть анонимные листовки, очерняющие одного или сразу всех кандидатов. Разумеется, листовка выходит без упоминания фамилии того, в чьих интересах выполнен этот печатный продукт, или затрагивает его в самой безобидной форме. Или возьмем карикатуры и "громкие разоблачения" кого-то из участников политической гонки с устрашающим названием: "Правда о кандидате Иванове", содержащие искаженные факты из его биографии или информацию, не отвечающую действительности.

На кандидата, ведущего избирательную кампанию в российских условиях, должны работать, по сути дела, две команды. Первая ведет агитацию за кандидата. Главной задачей второй команды является нейтрализация конкурентов. Это - так называемые чистильщики. В их функции входит срывание плакатов других кандидатов или переклеивание их в малоприятные места, допустим, на мусорные урны. Или вот такой ход. Хорошим клеем листовка кандидата-конкурента приклеивается на лобовое стекло личного автомобиля простого избирателя, который, потратив значительное время на удаление агитационной листовки "приклеенного", уже вряд ли будет голосовать за него.

Нередко для очернения позитивного образа одного из кандидатов применяются различные массовые акции. К примеру, кандидат организовал марш в поддержку своего политического оппонента с помощью одной из молодежных группировок крайне правого толка, например, скинхедов, предварительно заплатив им за это. Молодые люди прошли по главным улицам округа, что называется, "во всей красе" - коротко остриженные, с фашистской символикой, периодически вскидывая в нацистском приветствии руки и постоянно выкрикивая лозунги: "Кандидат Иванов - наш кандидат!"

Существует масса вариантов использования граффити, то есть надписей или рисунков на стенах, в том числе и с употреблением ненормативной лексики. В Москве я наблюдал использование грязных приемов против одного из кандидатов в депутаты Мосгордумы, когда его через анонимную листовку обвинили в содействии заселению Москвы азербайджанцами и чеченцами. Как ни грустно говорить об этом, но такие приемы хорошо работают в "спальных" районах Москвы, где выше всего процент новых москвичей, выходцев из Закавказья.

Или другой эпизод. Один из кандидатов в депутаты все той же Мосгордумы для того, чтобы нейтрализовать наиболее вероятного конкурента в своем округе, призвал для агитации за того таджиков, причем в своих национальных халатах, тюбетейках, плохо выбритых, говорящих со специфическим акцентом. Расчет был прост: нормальный московский избиратель ни за что не проголосует за кандидата, в команде которого работают такие живописные агитаторы.

Нечто подобное приходилось наблюдать на парламентских выборах в Беларуси, когда конкурент одного из кандидатов попытался сыграть на бытовом антисемитизме, для чего вступил в альянс с одной оппозиционной партией, члены которой в ночь перед вторым туром выборов проехали на нескольких машинах по всему округу и с помощью заранее вырезанных резиновых штампов, смазанных черной краской, испортили "светлый облик" кандидата, поставив на его многочисленные портреты, развешанные по округу, звезду Давида. Правда, счастья конкуренту это не принесло. Он все равно проиграл.

Скоро политтехнологи и сами поймут, что использование грязных методов борьбы невыгодно прежде всего им самим, так как это снижает явку избирателей, что в российских условиях, да и в наших тоже, чревато признанием выборов несостоявшимися. Честные и чистые выборы необходимы как воздух всем: избирателям, депутатам, пишущим для своих избирателей законы, и даже самим политтехнологам. Потому что они сами, в конечном счете, являются избирателями.