Нейропсихолог дала рекомендации, как избежать пагубного влияния гаджетов на развитие дошкольников

С какого возраста знакомить ребенка с гаджетами, чтобы не нанести урон его умственному и эмоциональному развитию? На вопрос портала sb.by ответила нейропсихолог Нара Совкова.

Фото: freepik.com

Эксперт отметила, что гаджеты и электронные средства коммуникации — это неотъемлемая часть современного мира:

Они помогают в общении и обучении, становятся помощниками для родителей, если ребенка надо отвлечь или чем-то увлечь.

Но для ребенка дошкольного возраста это должен быть исключительно запасной вариант, подчеркнула Нара Совкова:

До 3–4 лет ребенка вообще не стоит знакомить не только с гаджетами, но и с мультиками. В этом возрасте он познает мир через наглядно-действенное мышление: трогает, крутит, стучит, разбирает, открывает, пробует на вкус, бросает, ломает, раскидывает. Он изучает свойства и строение предметов, задействовав сенсорные каналы: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, движения тела. Дав ребенку в руки мобильный телефон или планшет, мы лишим его этой важной для развития стадии познания. На экране мяч будет плоским, его нельзя потрогать и пнуть, закрепив знание действием.

Преждевременное знакомство с гаджетами отрицательно влияет и на наглядно-образное мышление ребенка, предупредила нейропсихолог:

С 3–4 лет подключается наглядно-образное мышление — проще говоря, фантазия. Дети учатся сначала представлять, потом делать. Так развиваются мыслительный процесс и интерес к миру — самое время подключать творческие игры, рисование, лепку, конструирование. Гаджеты можно использовать для проявления и реализации фантазии, но ими нельзя замещать реальные занятия. Залипая в компьютерных играх и мультиках с их готовыми образами и сюжетами, ребенок не будет придумывать собственные игры, не научится фантазировать и креативить.

Нара Совкова дала рекомендации родителям, когда и как знакомить ребенка с гаджетами:

Учитывайте возраст и стадию развития ребенка. Четко определите время пользования устройством (для дошкольника — не более 1 часа в день). Установите функцию родительского контроля. Сами выберите развивающие игры и приложения, чтобы сыну или дочери было и интересно, и полезно. Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы он сам стремился проводить большую часть времени в реальном мире. Самое главное — показывайте интерес к окружающему миру на своем примере. Если вы сами залипаете в гаджетах все свободное время, ребенок наверняка вам уподобится.

Ранее мы писали о продуктах, которые активизируют умственное развитие ребенка.