«Я – Тоска!»: в свой юбилей Нина Шарубина блеснула в любимой роли и провела экскурсию по выставке своих фотографий
В выходные в Большом театре состоялся бенефис Нины Шарубиной, по традиции дополненный выставкой ее сценических фотографий. 12 фотопортретов, 12 ярких образов, 12 главных ролей, запечатленных театральными фотохудожниками.
Обычно оперные артисты перед спектаклем боятся тратить голос, давать интервью и просто разговаривать. Но Нина Шарубина столь щедра, а голос ее столь устойчив к нагрузкам, что она буквально за 15 минут до выхода на сцену провела экскурсию, рассказав о каждой из своих героинь, а попутно и о себе.
Не все знают, что наша выдающаяся оперная дива родилась в белорусской деревне. Ее детство прошло над Днепром в древнем селении Требухи, которое в 1964 году переименовали в Калиновое.
В деревне была музыкальная школа. Во времена СССР в таких заведениях учились бесплатно. Педагоги приезжали из Могилева. Нина по желанию родителей осваивала баян, но гораздо больше ей нравилось петь в школьном вокальном квартете, который дважды становился лауреатом конкурса «Красные гвоздики». При этом и обычную десятилетку она окончила с золотой медалью и даже пыталась поступить на юридический факультет университета… Не вышло, зато для нее открылась дверь в Могилевское музыкальное училище.
Здесь, в классе хорового дирижирования, она повстречала своего первого настоящего учителя пения – Людмилу Браиловскую. Кстати, из созданного Людмилой Евгеньевной певческого кружка «Днепровская лира» при Дворце культуры и техники «Химволокно» вышла не только Нина Шарубина, но и тенор Сергей Франковский – тоже народный артист Беларуси и партнер Нины Владимировны по ее бенефисному спектаклю.
Путь певицы на большую сцену был трудный. Между училищем и консерваторией были три года преподавания в сельских школах с еженедельными изматывающими поездками в Могилев к Браиловской. Четыре года подряд безуспешно пыталась поступить в Москву, а в итоге стала студенткой Белорусской академии музыки. По ее окончании совершенствовалась в ассистентуре-стажировке у Леонида Петровича Ивашкова. Работала в Могилевской филармонии…
«А почему же она сразу не пришла в Большой театр?» – резонно спросите вы.
Она прослушивалась в Большой несколько раз, в 1998 году с огромным успехом спела партию Микаэлы в опере «Кармен», но в театр ее почему-то не взяли.
Все переменилось, когда художественным руководителем Большого театра была назначена режиссер Маргарита Николовна Изворская-Елизарьева.
– Ей меня рекомендовал дирижер Николай Колядко, – рассказывает Нина Шарубина. – Он меня слышал в консерватории. Я пришла к ней на беседу, и она сказала: «Никаких прослушиваний вы петь не будете. Мы с дирижером решили, что вы споете партию Амелии в опере Верди «Бал-маскарад»». А это одна из любимых моих героинь. Дама благородных кровей, честная, любящая… 12 декабря 2002 года, не будучи еще солисткой Большого театра, я полноценно, на зрителя, исполнила эту партию в спектакле...
И немедленно стала ведущей солисткой и звездой Большого театра Беларуси. Нине Владимировне было в тот момент почти 42, но позднее начало только подтолкнуло ее к стремительному росту. В 2008 году она была награждена медалью Франциска Скорины, в 2010-м удостоилась звания заслуженной артистки Республики Беларусь, в 2013-м стала лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, а в 2016-м – народной артисткой Беларуси и обрела свою елочку на Аллее славы возле Белорусской государственной филармонии.
Но главное, конечно, ее роли, ее героини, которых она с гордостью демонстрирует публике.
– Вот Флория Тоска. Даже две Тоски – 1989 и 2018 года. Это первый спектакль, в который я вводилась, придя в театр. Режиссер-постановщик – Маргарита Николовна Изворская-Елизарьева. Прекрасный был спектакль, очень мобильный, а сейчас в постановке Панджавидзе в нем как-то слишком наворочено. Часто спрашивают, что общего у меня с моими героинями, в частности с Тоской. Я во многом такая же, как она. Если да, то да, если нет, то нет. Если люблю, значит, люблю. Если ненавижу, значит, ненавижу. И никому не позволяю, чтобы меня обманывали! Вот такая Тоска – она мне очень сродни такими чертами.
И так она рассказывает практически о каждой из своих ролей. С похвалой вспоминает партнеров, которые давно уже сошли со сцены. Подробно останавливается на трудностях, дает советы молодежи. Ведь Нина Владимировна не только артистка оперы, но и педагог – доцент кафедры пения Белорусской академии музыки и руководитель группы стажеров Большого театра Беларуси.
А потом был спектакль, в котором Нина Шарубина блеснула всей роскошью своего таланта. Ее совершенно юный голос переливался то серебром, то черным бархатом, артистизм бил через край. Под стать ей были и партнеры – Сергей Франковский и Владимир Петров, и оркестр во главе с дирижером Олегом Лесуном. Аплодисменты в конце не стихали минут десять, несмотря на то, что из-за эпидемической ситуации театр заполнен лишь наполовину.
28 января юбилейные торжества в честь Нины Шарубиной продолжатся. Она исполнит партию Ярославны в опере Бородина «Князь Игорь».
Фото: Большой театр Беларуси