Источник: Знамя юности

«Охотник», «Кальмар» и «Боевая медуза». В Гродно учащиеся колледжа собирают технику из старых запчастей

Учащиеся Гродненского государственного электротехнического колледжа имени Ивана Счастного месяцами трудятся над созданием экспериментальных образцов чудо-машин: прорабатывают идеи, готовят чертежи, вечерами пропадают в мастерских. Зачем им это надо, какие «плюшки» получают участники кружков технического творчества?

Одному собрать чудо-машину сложно, а в команде – легко!

Ярослав Новицкий и Дмитрий Жвирбля учатся в колледже второй год. Недавно под руководством мастера производственного обучения Семена Самойло они закончили работу над внедорожником «Охотник». Ярослав рассказывает:

– На первом курсе часто проходили мимо мастерских, видели, как другие парни собирают эту машину. На втором курсе сколотили команду из четырех человек, чтобы завершить начатое. Сделали электрику, подключили ходовую, передачи, прокачали тормоза. В общем, пришлось попотеть. Мои друзья из агрогородка Индура в восторге от фото в соцсетях. Говорят, что круто! 

В ход шли детали разных марок машин. Второкурсники наперебой делятся подробностями. 

– Когда ставили кузов «Лады Приоры» на раму «уазика», получалось так, что двигатель надо было сместить вперед и раму удлинить на 25 сантиметров, – вспоминает Дмитрий.

Ребята рассказали, что выбрали специальность «слесарь по ремонту автомобилей» по зову сердца. Оба с детства любили «крутить» велосипеды, мотоциклы и машины, но только здесь, в колледже, получили полный карт-бланш. 

Свободное от учебы время ребята проводят в автомастерской

Мастер производственного обучения Михаил Овсейчик рад, что с каждым годом тяга молодежи к техническому творчеству растет: 

– Одному сделать все это нереально. Необходима дружная команда. Никого не уговариваем, к нам приходят только те, у кого горят глаза и в хорошем смысле чешутся руки. К творческому процессу подключаются другие педагоги. На базе нашего учреждения образования проводятся семинары, во время которых внимательно выслушиваем свежие замечания и предложения, так сказать, со стороны. Бывает, что представители предприятий, с которыми сотрудничаем, предлагают помощь. К примеру, этот трактор помог создать ТОДО «Грокард», изготовив некоторые детали индивидуально. На каждом экспонате есть наклейки наших партнеров, которые безвозмездно предоставляют нам недостающее железо, болтики, гайки. С миру по нитке собираем, а итог перед вами.

Все созданные в мастерских колледжа модели техники уже побывали на областных, республиканских и международных конкурсах и выставках, откуда редко возвращались без призовых мест. Михаил Овсейчик уверен:

– Это и профориентация. Мы хотим показать молодежи, что у нас можно почувствовать себя Илоном Маском, создать что-то свое. В колледже для этого есть все возможности, оборудовано 18 автомобильных и электротехнических мастерских. Иногда ребята обращаются за помощью к родителям. Бывает, заходим в тупик и тут звонит чей-нибудь папа: «Слышал, у вас проблема, готов помочь». Большинство вещей, с которыми мы работаем, уже были в эксплуатации. Вместе с детьми разбираем, моем, ремонтируем – и вдруг оно работает. Да, не идеально, но работает!

Трактор «Урал», как и другие образцы техники, появился благодаря кропотливой работе

На создание «новых образцов» уходит от семи до десяти месяцев. Трудятся несколько групп по три-четыре человека, продолжает преподаватель:

– Кто-то припаивает провода, кто-то красит, кто-то чистит, кто-то собирает.

Погрузчик «Кальмар», трактор «Урал» и трицикл «Боевая медуза», внедорожник «Охотник». Названия для машин придумывают сами учащиеся. Каждый экспонат по-своему сложный, каждый создавался благодаря мозговому штурму, точным расчетам и кропотливой работе в свободное от учебы время. 

– Вот, к примеру, на этом погрузчике стоит двигатель от автомобиля «Форд», – демонстрирует разработку подопечных Михаил. – И это не просто конструктор из железа, а настоящий рабочий агрегат. В нем было выполнено множество различных операций: с электрооборудованием, со сварочным и слесарным инструментами. На выходе мы имеем и готовый экспонат, и готового специалиста, который может практически все! Веду в TikTok информационно-развлекательный канал, чтобы мальчишки видели, что и как можно сделать.

Погрузчик «Кальмар»

Идея создания кружков технического творчества в колледже принадлежит опытному мастеру Семену Самойло: 

– Когда-то работал в сельском хозяйстве, поэтому знаю, как важно иметь практические навыки ремонта, оставшись один на один с дорогостоящей техникой. В 1990-е денег не было, а желание изобретать и рационализировать было. За 28 лет работы чего мы только с ребятами не создавали: мини-трактора, мотоциклы, багги, гидроманипуляторы и даже кабриолет из «Запорожца». Одна из самых сложных разработок – трицикл «Микола». Пришлось состыковать задний мост с силовыми агрегатами от разных автомобилей. Фара – от мотоцикла «Минск», колесо – от «Явы», двигатель и коробка передач – от «Запорожца». В общем, до сих пор лепим из того, что под рукой. Хлопцы все делают сами, я только руковожу, проверяю. Ой, как же им все это в жизни пригодится! 

Своими учащимися в колледже гордятся. Благодаря самым активным за год в учреждении образования появляется не менее пяти новых разработок. Все они служат напоминанием того, что нет ничего невозможного, когда речь идет о желании что-то создавать. 

vrublevskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.