Формула-1. Гран-при Лас-Вегаса. Квалификация
Перед последним рывком
За три этапа до окончания сезона Формула-1 приехала в самое известное место развлечений в США — Лас-Вегас. Ночная гонка в пустыне, где трасса построена вокруг исторического городского центра, переполненного популярными казино, клубами и фешенебельными отелями. Недаром это место называют городом грехов, страстей и легких денег.
Первый раз Большие призы вошли в список местных развлечений в далеком 1981 году. Временная трасса тогда была проложена вокруг огромной парковки отеля Caesars Palace. Но должного развития идея приобщить автоспорт к игорным страстям в то время не получила. Год спустя прошел второй Гран-при, и на этом завершилось первое пришествие Формулы-1 в Лас-Вегас. Лишь спустя 40 лет благодаря тому, что новыми хозяевами самого престижного в мире чемпионата автоспорта стала американская компания «Либерти Медиа», Большие Призы вновь вернулись сюда.
Особенность этого этапа состоит еще и в том, что у него нет фактически своего промоутера. За этот Гран-при никто не вносит денег в казну владельцев Формулы-1, поскольку именно они сами и проводят его. Временный автодром по-своему оригинален. Длинное кольцо более 6 км (длиннее лишь автодром в бельгийском Спа-Франкошаме. — Прим. авт.), скоростные прямые с крутыми поворотами, с одной стороны, вынуждающими гонщиков применять резкое торможение с большими перегрузками, а с другой, позволяющими осуществлять обгоны.
Квалификация и гонка проходят в ночное время суток, когда температура падает почти до 10 градусов по Цельсию. Это бросает командам и гонщикам вызов, поскольку вопрос прогрева шин до рабочей температуры становится первоочередной задачей.
Большие скорости и близость к трассе бетонных ограждений вкупе с отсутствием гравийных зон вылета и асфальтных зон безопасности требует от пилотов филигранного мастерства при управлении болидами Формулы-1. Некоторые пытаются сравнивать Лас-Вегас с Монако, но из общего здесь лишь близость городской инфраструктуры и дорожная разметка на асфальтном покрытии. В остальном — это совершенно иной автодром. И как шутят ветераны мирового автоспорта, Монако был символом Формулы-1 эпохи Берни Экклстоуна, а Лас-Вегас — визитная карточка Больших призов эпохи «Либерти Медиа».
Ситуация в чемпионате вопреки грустным прогнозам, дававшимся по результатам первой трети сезона, по-прежнему имеет интригу. Правда, не столь острую, как это было еще до предыдущего этапа в Сан-Паулу, но, тем не менее, официально чемпионы еще не определились ни в личном зачете, ни в Кубке конструкторов. Напомню, до Гран-при Бразилии многие с оптимизмом смотрели на возросшую скорость команды «МакЛарен», мечтая о первом чемпионском титуле для Ландо Норриса. Однако блестящая победа Макса Ферстаппена в дождевых условиях на трассе Интерлагос сильно поубавила этот оптимизм, вернув всех к реалиям еще не до конца растраченного преимущества команды «Ред Булл». Иллюзорная возможность действующему чемпиону не повторить свой результат в 4-й раз, конечно, еще существует. Но гораздо большая вероятность того, что Ферстаппен оформит свой титул досрочно. Возможно даже прямо здесь в Лас-Вегас. Представляете, какую крутую праздничную тусовку организуют затем здесь Хельмут Марко, Кристиан Хорнер и Йос Ферстаппен (папа Макса. — Прим. авт.) в случае подобного успеха?!
За «бедного» Переса замолвите слово….
Уже во время свободных заездов в пятницу стало известно, что команда «Ред Булл» ошиблась с логистикой, и в США не были доставлены антикрылья, предназначенные для скоростных трасс с требованием низкого сцепления с асфальтом. Просчет? Просто тупая ошибка логистов? Или небрежная халатность? Но факт остается фактом. В срочном порядке механики путем обычного обрезания попытались переделать имеющиеся в наличии антикрылья под то, что требовалось. Трудно сказать, насколько удачно у них это получилось. Судя по квалификационному результату Макса Ферстаппена — вроде ничего страшного. Бывало и похуже. А вот результат Серхио Переса, не сумевшего пройти даже во второй сегмент субботней квалификации, явно был неожиданным не только для самого мексиканца, но даже и для его недоброжелателей.Вроде и не так много он уступил Джорджу Расселу, показавшему лучшее время в первом сегменте, всего 1 секунду, но это не позволило участвовать Пересу в дальнейшей борьбе за поул-позицию. А ведь по настоянию мексиканца и его богатых спонсоров, уже подписавших на следующий сезон свои договоры с «Ред Булл», Серхио получил в свое распоряжение точно такую же машину со всеми новинками, как и Ферстаппен. Это был ответ на многочисленные жалобы и претензии со стороны мексиканцев, мол, якобы его болид априори медленнее машины действующего чемпиона.
Не будем вдаваться в эти конспирологические теории. Факт остается фактом. В гонке в Лаг-Вегас Серхио Перес безо всяких штрафов, а лишь в точности в соответствии с его квалификационным временем, будет стартовать только 16-м.
Судя по заверениям самого пилота, его спонсоров и руководства австрийской «конюшни», Перес будет гоняться весь следующий сезон за «Ред Булл». Жаль, что в Кубке конструкторов прошлогодним чемпионам светит пока что только 3-е место. И при таких результатах Серхио, Максу Ферстаппену одному вряд ли получится вытащить свою команду на более высокие позиции. И может получиться так, что голландец станет чемпионом в составе команды, которая будет всего лишь 3-й в командном зачете. Подобный «рекорд» держался со времен Нельсона Пике, когда бразилец завоевал при аналогичных обстоятельствах свой третий чемпионский титул. Случись это, будет иметь место странное совпадение, ведь подруга Макса — Келли (по совместительству мама Пенелопы, дочери Даниила Квята. — Прим. авт.) является дочерью того самого 3-кратного бразильского чемпиона Формулы-1 Нельсона Пике.
Франко Колапинто — по лезвию бритвы
Если сюрприз первого сегмента квалификации в Лаг-Вегасе был связан с Серхио Пересом, то вот во втором сегменте отличился аргентинец Франко Колапинто. Похоже, представители Латинской Америки на североамериканском континенте переживают гораздо большие стрессы, чем в их обычной жизни по новому месту жительства в Европе. Аргентинский пилот, особо не блистая результатами в Формуле-2, оказался в этом году в Больших Призах совсем неожиданно. Но едва заменив Логана Сарджента, от безрезультативной карьеры которого устала даже такая команда-аутсайдер, как «Уильямс», Франко Колапинто сразу же стал ехать быстрее своего напарника Александра Элбона. На фоне своего бывшего американского напарника тайский гонщик смотрелся сильно и результативно. И как только аргентинский дебютант стал ехать быстрее Элбона, тут же все заговорили о таланте Франко. И все тотчас же позабыли, с каким подавляющим преимуществом Александр ехал на протяжении всего этого сезона быстрее, чем недавно уволенный Сарджент.Напрашивается вопрос, а почему же в младших сериях Колапинто был далек от титулов и побед? Может просто именно нынешняя версия болида «Уильямс» в Формуле-1 как нельзя лучше подошла стилю аргентинского гонщика?
Вместе с дифирамбами в адрес новичка, журналисты стали задаваться вопросом: как можно упустить такой гоночный талант, не дав ему подписанный на следующий сезон контракт боевого гонщика? Но дело в том, что к моменту дебюта Франко в Формуле-1 на Гран-при Италии в Монце фактически все места в кокпитах машин на будущий год уже были распределены. Однако пресса не унималась, всякий раз в интервью с формульными экспертами и руководителями команд «предлагая» обсудить вопрос, кто именно возьмет к себе талантливого аргентинца? Даже считались деньги, которые следует уплатить будущему работодателю в адрес команды «Уильямс», чтобы выкупить право менеджмента карьерой Колапинто. Называлась сумма в размере 20 миллионов долларов CША.
Понятно, что столь бурное обсуждение будущего, пусть даже пока еще и виртуального контракта не могло не оказать психологического давления на юного Франко. В Сан-Паулу в сложных дождевых условиях он впервые в своей карьере Формулы-1 разбивает свою машину. Затем спустя несколько часов уже непосредственно в самой гонке аргентинский гонщик попадает по своей вине еще в одну аварию. Конечно, без подобных инцидентов не обходится становление гоночной карьеры в чемпионате Больших Призов. Но две аварии за один уик-энд не могло не вызвать обсуждения, только теперь уже с вопросом: а так ли уж талантлив Колапинто, если не смог справиться с управлением машины, пусть даже и в сложных условиях?
Хотя ответ, на мой взгляд, был прост. Франко в поисках долей секунд, позволяющих ему демонстрировать свое преимущество над напарником, переступил черту безопасности. Именно эта «красная линия» отделяет безопасное пилотирование от аварийного. И любому пилоту Формулы-1 приходится лавировать вблизи этой черты, стараясь ехать по максимуму, но не переступая ее. Фактически в свободных заездах и квалификации пилоты пытаются определить для себя эту красную линию, чтобы быть на грани возможного. Конечно, если болид имеет преимущество над соперниками, то нет необходимости переступать эту черту, рискуя попасть в аварию. А вот если у тебя в распоряжении далеко не лучшая машина в пелотоне, то ты просто вынужден это делать. Словно, балансируя по лезвию бритвы, с которого можно легко соскользнуть в любую сторону в случае ошибки.
Именно здесь кроются истоки гоночной теории, гласящей о том, что есть пилоты, которые способны выжимать из машины ее характеристики на все 100 %, а есть и те, кто способен ехать быстрее, чем это позволяет болид.
Самый яркий пример тому, на мой взгляд, мы имели, когда бельгийский гонщик Стоффель Вандорн оказался в одной команде с испанским чемпионом Фернандо Алонсо. Во всех младших сериях Вандорн ехал настолько уверенно и быстро, что не оставлял шансов своим соперникам. Ни у кого не вызывал сомнений талант бельгийца. Но оказавшись в прямой конкуренции с опытным испанцем, Стоффель не сумел показать больше, чем он мог, вчистую проиграв квалификационную дуэль Алонсо. Просто бельгийский гонщик выжимал из своей машины максимум для него возможного, а испанский умел, балансируя «по лезвию бритвы» в поисках той самой «красной черты», периодически заступать за нее, побеждая в этой дуэли.
И карьера безусловно талантливого Вандорна быстро завершилась в Формуле-1. Это, правда, не помешало ему показать себя в других, менее важных гоночных сериях, но в Большие Призы после «напарничества» с Фернандо Алонсо путь Стоффелю был уже заказан.
В случае с Колапинто ситуация несколько иная. Александр Элбон все же гонщик не того уровня, как опытный испанский чемпион. Потому и получилось у Франко удивить всех своей скоростью. А дальше, в поисках той самой «красной черты» между опасным и безопасным пилотированием аргентинец стал допускать ошибки. И очередная из них пришлась на квалификацию в Лас-Вегасе. Во время прохождения своего быстрого круга в самом финале второго сегмента Колапинто зацепился левым колесом своего «Уильямс» за отбойники, сломав подвеску. Потерявшую управление машину отбросило на противоположную сторону, и там уже она со всего размаху припечаталась в ограждение, сдвинув с места бетонные блоки. Гонщик, на первый взгляд, сильно не пострадал. Сам выбрался из кокпита раскуреженного болида. Но поскольку сработал датчик превышения допустимого уровня нагрузок, то Франко отправили в медицинский центр автодрома.
В свою очередь, руководство команды сделало заявление, что они смогут восстановить машину до начала Гран-при. Но вот допущен ли будет пострадавший пилот к гонке, пока остается неясным. Датчики нагрузок показали 50G. Можете себе представить какая нагрузка была на пилота в момент аварии. Меры безопасности болидов, существующие сегодня, позволяют избегать серьезных видимых травм пилотам. Но вот воздействие нагрузок на внутренние органы пострадавших в аварии гонщиков избежать не удается. Отсюда и суровые требования врачей по поводу дополнительных углубленных изучений состояния пилота перед гонкой.
Что же касается репутации аргентинского пилота, то не будем скрывать: эта очередная авария явно пошла ему не на пользу. Все дебютанты грешат авариями в момент своего становления в Формуле-1. Только одним это прощается, а другим это ставится в вину, как огромный минус. Как яркий пример, события 2016-го года в Сочи. Напомню, что в той гонке российский пилот Даниил Квят дважды столкнулся на своем «Ред Булл» с машиной Себастьяна Феттеля. И хотя первое незначительное столкновение было не столь и страшным, россиянин просто подтолкнул слегка машину соперника в первом повороте на старте, не рассчитав оптимально свое торможение. А вторе столкновение, приведшее к аварии и сходу было вызвано экстренным торможением самого Феттеля, пытавшегося уйти от столкновения с поврежденной машиной Серхио Переса, и аварии в той ситуации вообще сложно было избежать. Однако все «шишки» в тот уикенд полетели только в сторону Квята.
По прошествии времени можно с уверенностью утверждать, что команде «Ред Булл» на тот момент просто требовался подходящий повод, чтобы посадить в болид их машины Макса Ферстаппена, на которого имелись большие виды со стороны руководства «австрийской конюшни». Продолжение этой истории вы знаете. Сочи стал тем порогом, который разделил карьеру талантливого российского пилота, имевшего к тому времени хорошие перспективы, на «до» и «после».
Изменчивость Фортуны
Льюис Хэмилтон в свободных заездах в пятницу на автодроме Лаг-Вегаса был невероятно быстрым, дважды возглавив протокол результатов. В субботу он показал 6-е время, уступив своему напарнику Джорджу Расселу, возглавившему таблица результатов, довольно много, почти 0,8 сек. Но в целом машины «Мерседес» на этом автодроме смотрелись быстрее соперников. Тотто Вольф даже позволил себе пошутить по поводу зимнего пилотирования, ведь темп болидов немецкой команды был тем выше, чем холоднее становилось на трассе.Когда над трассой уже нависла ночь, включились фонари, и началась квалификация, Льюис вновь поразил своих фанатов темпом его «Мерседес». В первом сегменте британский чемпион уступил лишь Расселу, который был лучшим, воодушевляя командный мостик стабильностью результатов. Во втором сегменте теперь уже Хэмилтон возглавил протокол, а между гонщиками немецкой «конюшни» сумел «втиснуться» Карлос Сайнс. А вот в решающем финальном сегменте Льюису так и не удалось проехать ни одного круга без ошибок. И в результате он так и не сумел показать зачетного времени, чтобы побороться за поул. На стартовой решетке перед гонкой британскому пилоту придется готовить машину в конце первой «десятки».
А ведь машина позволяла даже выиграть поул. Он достался Джорджу Расселу. Компанию пилоту «Мерседес» на первом ряду стартового поля составит Карлос Сайнс на «Феррари». Почти сенсацию сотворил в Лас-Вегасе Пьер Гасли, сумевший на своем «Альпине» показать третье время. Рядом с ним на стартовой решетке будет готовить свой «Феррари» Шарль Леклер. А вот Максу Ферстаппену придется стартовать с третьего ряда вместе со своим главным конкурентом на чемпионскую корону Ландо Норрисом. И сразу отмечу, если к финишу британскому пилоту так и не удастся обойти действующего чемпиона, то голландский гонщик досрочно оформит свой 4-й чемпионский титул. Вот такие высокие ставки на эту гонку.
Для полноты картины следует добавить, что следом за двумя претендентами на титул стартуют их «сослуживцы»: Юкки Цунода на «РБ Виза» и Оскар Пиастри на «МакЛарен». У каждого из них будет возможность либо помочь своему товарищу, либо, по крайней мере, не мешать более успешным гонщикам выяснять сугубо чемпионский спор между собой.
Компанию Льюису Хэмилтону на 5-м ряду стартовой решетки составит Нико Хюлькенберг. Вполне приличный результат для ветерана команды «Хаас», который на следующий сезон уже имеет подписанный контракт с командой «Заубер», обеспечивающей преемственный приход в Формулу-1 немецкого производителя «Ауди».
В общем, гонка обещает быть весьма интересной и богатой на события.