Помогать ли ребенку делать уроки? На актуальный вопрос родителей ответила психолог

Психолог Анна Хидирян.

Делать ли с ребенком уроки или не вмешиваться в его учебу? Современным родителям немудрено голову сломать в поисках правильного ответа, потому что эксперты щедро сыплют взаимоисключающими советами – от «это святая родительская обязанность» до «даже не думайте помогать, ребенок должен справляться сам». Кого слушать и кому верить? Портал sb.by попросил поделиться своим мнением психолога Анну Хидирян.  

Школа – очень важный социальный институт

«Школа играет серьезную роль в жизни любого человека, важна для его последующей социальной реализации. Часто говорят, что многие известные люди ненавидели школу, учились из рук вон плохо, а потом прославились на весь мир. Такие примеры действительно есть, но это редкие исключения из правил. Не все рождаются гениями», – подчеркивает эксперт.

Школа не только дает знания по разным предметам, но и готовит ребенка к социальной жизни. Без опыта дисциплины и самодисциплины, здоровой конкуренции, желания успеха и признания, способности эффективно общаться с разными людьми трудно реализоваться в профессии, обрести материальный достаток. И школа в идеале становится тем местом, где человек уже в юном возрасте обретает все эти полезные навыки. Люди, которые не нашли себя, страдают от неудовлетворенности жизнью, впадают в депрессию, задумываются, а некоторые даже решаются на суицид.  

Если вы желаете добра своему ребенку, интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если он с чем-то не справляется. Особенно важна вовлеченность родителя в начальной школе.

Помогать с уроками младшекласснику – нормально

Первый год школьной жизни ребенка наполнен самыми разными стрессами. Новая значимая фигура – учитель, новые сверстники, новые правила, требования и обязанности… В подобной ситуации и взрослым приходится нелегко, что уж говорить о 6–7-летних детях. Они нуждаются в поддержке. Родитель в силах облегчить и ускорить адаптацию школьника к наступившим переменам. 

almamater13.ru

«Заботьтесь о том, чтобы у ребенка был четкий режим дня. На первых порах напоминайте, что после школы следует пообедать, немного отдохнуть, а затем садиться за уроки», – рекомендует психолог. Нельзя тянуть с выполнением домашних заданий до позднего вечера, чтобы потом жертвовать сном. С подачи родителя ребенок должен зарубить это на носу.

Дисциплинированность будет выручать школьника, когда объем и сложность домашних заданий начнут возрастать. И во взрослой жизни это качество сослужит добрую службу.    

Без крика и оскорблений

Прививая ребенку дисциплину и ответственность, важно быть доброжелательным помощником. Срываться на крик и топать ногами на маленького человека, который еще полностью зависит от вас, недопустимо. «Страх парализует, негативно влияет на мыслительные процессы и внимание, поэтому не повышайте голос, не называйте ребенка тупым и никчемным. Такими методами вы точно не поможете ему в учебе. А главное, велик риск подорвать доверие и испортить отношения. Эти оскорбления – мина замедленного действия. Спустя годы, когда вы перестанете быть безусловным авторитетом, ваш ребенок обязательно задастся вопросом: «Как можно было так обращаться со мной, маленьким и беззащитным?!» Подобные «стрелы», даже единичные, ранят очень больно, и шрамы от них нередко болят всю жизнь», – предупреждает Анна Хидирян.

Показывайте, что добросовестно делать уроки и получать хорошие отметки – важно, выполнять задания учителя можно с увлечением и удовольствием.

volna.org

Старайтесь воодушевлять и замечать прогресс ребенка. «Несколько месяцев вам приходилось быть начеку: «Пора за уроки!», и вот однажды ваш первоклассник сел за домашнее задание без напоминаний. Не поскупитесь на похвалу. Акцентируйте внимание, что ребенок сделал шаг вперед – стал более ответственным, и вместе порадуйтесь», – приводит пример психолог. 

Своевременные и искренние слова поощрения окрыляют, внушают веру в себя. 

Не выполнять задания за ребенка

Медвежью услугу детям оказывают родители, которые требуют высоких показателей в учебе, а если результат их не устраивает, сами выполняют задания. Взгляните на ситуацию глазами ребенка. Каково ему слышать от близкого: «Опять у тебя плохо получилось. Чтобы ты не опозорился, за дело возьмусь я»?

«Ребенку страшно пробовать что-то новое и ошибаться, потому что опять его раскритикуют в пух и прах. Безопаснее сидеть в сторонке и ждать, когда твою работу сделает кто-то более умный и умелый. Такой человек не вырастет самостоятельным, инициативным и смелым...» – объясняет эксперт.

Как же действовать, когда школьник показывает недостаточно хорошо выполненное задание? Отметить, что получилось неплохо, и посоветовать, как можно улучшить работу.

Правильная похвала

По словам психолога, многие родители не до конца понимают, как правильно хвалить школьника. Похвала ради похвалы пользы не приносит. Очень важно, чтобы слова одобрения и лестные отзывы были соразмерны способностям детей и предъявляемым требованиям. Так, нельзя хвалить 9-летнего ребенка за решение примера, который по зубам воспитаннику детского сада. Хвалить стоит тогда, когда ребенок потрудился, преодолел трудности и достиг результата.

«Хвалите детей заслуженно, чтобы у них, во-первых, формировалось реалистичное представление о себе, во-вторых – в сознании выстроилась логическая цепочка: чтобы добиться успеха, нужно приложить усилия», – призывает Анна Хидирян.

traveltimes.ru

Контроль постепенно ослаблять

Разумеется, родительская помощь в учебе не должна длиться все 11 лет школьной жизни. По мнению психолога, к 4-5-му классу ответственность за своевременное и качественное выполнение домашних заданий пора полностью переложить на ребенка.  

«В первом классе включенность родителя должна быть максимальной. Со временем контроль и ваше участие плавно и с учетом возможностей ребенка снижайте. Школьник усвоил, что выходить на улицу к друзьям и брать в руки гаджеты можно только после того, сделаны уроки? Значит, больше в этом аспекте вы его не контролируете. Ребенок назубок выучил таблицу умножения, а тетради запестрели хорошими отметками? Значит, от проверки домашних заданий по математике можно отказаться», – говорит специалист.

Не игнорировать плохие отметки

Иногда какой-то предмет никак не дается ребенку – он переживает, часами сидит за учебником, а результата нет. Психолог считает, что в подобной ситуации родителю нельзя бездействовать. Обязательно нужно разобраться в причинах неуспеваемости и помочь ее преодолеть.

«Это огромная фрустрация, если ребенок стремится хорошо учиться, а с отдельной дисциплиной дело не ладится, сколько он ни бьется. Важно родителю заметить проблему и подставить плечо», – предупреждает Анна Хидирян.  

Бывает, одна-единственная плохо усвоенная тема не позволяет двигаться в изучении предмета дальше. Незнания копятся, нарастают как снежный ком – и потом очень трудно ликвидировать последствия. Поэтому держите руку на пульсе. Если успеваемость стала внушать беспокойство, первым делом пообщайтесь с учителем, выслушайте его объяснения и рекомендации. А потом действуйте по ситуации. В одних случаях родитель в силах восполнить пробелы в знаниях самостоятельно, в других – достаточно дополнительно позаниматься с учителем, в третьих – имеет смысл нанять репетитора.

ocdod74.ru

«Дело не в отметках как таковых, а в том, чтобы ребенок не страдал от своей неуспешности, не чувствовал себя глупым и несчастным», – уточняет психолог.

Не допускайте, чтобы ребенок думал, что его проблемы вам безразличны. Наоборот, пусть он растет в уверенности, что в случае трудностей всегда может обратиться за поддержкой, получить внимание и помощь.    

Подготовка к взрослой жизни

От того, с каким настроением ребенок ходит в школу, нравится ли ему учиться, готов ли он преодолевать сложности и справляться с неудачами, во многом зависит его будущее.

«Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, выстраивайте доверительный контакт с ним, поощряйте инициативность, дисциплинированность и целеустремленность. Поддерживайте интерес к учебе. Сотрудничайте с учителем – воспринимайте его как друга и соратника, который помогает ребенку получать новые знания, двигаться вперед, социализироваться. Следуя этим рекомендациям, вы сделаете достаточно для того, чтобы ваш ребенок не потерялся во взрослой жизни, был способен ответить на ее вызовы», – резюмирует психолог Анна Хидирян. 

Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».