При продаже на рынках выращенного на приусадебных участках граждане вправе устанавливать свою цену — МАРТ
Иллюстративное фото
Она отметила, что подходы по контролю за торговлей в розничных магазинах и на рынках одинаковые. Ситуации на последних тоже уделяется много внимания, особенно на загородных рынках. Туда ежемесячно выезжают специалисты и отслеживают цены и другие моменты. Без недочетов не обходится, но они больше связаны с недоведением до покупателей информации о сорте или виде продукции, с отсутствием ценников.
— Но я хочу сказать, что ситуация, которая была 2-3 года назад, сегодня улучшилась в разы. Сегодня дисциплина цен существует, — акцентировала замминистра. — Но мы не говорим о том, что мы контролируем бабушку, которая вырастила пучок укропа на приусадебном участке и принесла его на рынок, так же, как магазин. Нет, мы не требуем от нее калькуляцию стоимости. На то, что выращено на приусадебном участке и реализуется гражданами на рынках, установлено свободное ценообразование.
То есть при реализации на рынках овощей и зелени, выращенных на собственных участках, граждане вправе устанавливать цену самостоятельно, исходя из собственного понимания понесенных затрат и конкуренции на рынке, у соседей по прилавку, спроса.
— Что касается остальных субъектов хозяйствования, которые торгуют на рынках, они находятся точно в такой же ситуации, как и розничная торговля, — пояснила Наталья Василевская.
Она добавила, что со стороны населения в МАРТ не поступало обращений на необоснованный рост цен на фоне повышения стоимости на овощи нового урожая, свежей зелени. При этом в ведомстве готовы оперативно отрабатывать каждый вопрос — механизм отлажен. Параллельно в самом МАРТ постоянно держат руку на пульсе ценовой ситуации, контрольно-аналитические мероприятия, например, идут постоянно. Причем цены не только проверяются, но их порядок установления проверяется на предмет обоснованности, идет сравнение с ценами в сопредельных странах. Потому как сложившаяся стоимость, скажем, зелени в России, которая выступает сейчас основным поставщиком таких товаров, влияет на цены у нас.
По мнению замминистра, люди понимают, что молодая, свежая продукция не может стоить столько, сколько выращенная в прошлом году, по объективным причинам.
— Потребитель сегодня избирателен, осведомлен о ситуации с ценами, может выбирать. Если взять овощи, в частности, весовую зелень в упаковке, реализуемую в упаковке или в стаканчике с грунтом, который увеличивает сроки ее реализации и хранения, понятно, что в стаканчике она будет дороже, — привела пример Наталья Василевская.