94 года назад, 20 декабря 1929 года, наша газета рассказала об ударе по религиозным предрассудкам в Минске
В 1914 году в районе Минска, где сейчас находится площадь Мясникова, был построен и освящен Казанский храм. В 1936 году величественное культовое сооружение высотой 35 метров было разрушено. В свете этого события интересна заметка на первой полосе газеты «Рабочий», которая немногим позже сыграет серьезную роль в изменении архитектуры Минска. К сожалению, катастрофическую и невосполнимую. Цитируем материал «Строители – за 2-й день индустриализации, за снятие колоколов, за передачу ж/д церкви под клуб»:
«Общее собрание рабочих и служащих университетского городка и Дома Правительства в числе 500 человек целиком и полностью одобряет решение ВЦСПС о проведении 25 декабря второго дня индустриализации вместо пьяного поповского «Рождества» – еще один удар по религиозным предрассудкам. Самым активным, поголовным участием в дне индустриализации 25 декабря мы, рабочие строители, будем бить классового врага, засевшего в религиозных организациях и оказывающего бешеное сопротивление победоносному социалистическому наступлению. Мы, рабочие строители, вторично возбуждаем ходатайство перед Горсоветом о передаче железнодорожной церкви в культурное учреждение, а также считаем необходимым снять со всех церквей колокола и передать их на индустриализацию страны».
***
Речь идет о каменном Свято-Казанском храме, открытие которого в 1914 году освятил епископ Минский и Туровский Митрофан. «Вторично возбужденное ходатайство рабочих строителей» на общем собрании 1929 года, о котором пишет газета, нашло тогда отклик. В 1930 году с храма сняли кресты и устроили в нем клуб железнодорожников. Но и этого воинствующим безбожникам было мало. В мае 1936 года храм был взорван. Кстати, западный притвор Свято-Духова кафедрального собора посвящен иконе Казанской Божией Матери. Именно здесь сегодня находится икона, которая до 1930 года принадлежала многострадальному, взорванному атеистами храму. Остается добавить, что если бы храм сохранился до наших дней, то сегодня мы восхищались бы его архитектурным византийским великолепием на площади Мясникова. Кстати, революционер Александр Мясников, в чью честь была позднее названа площадь, наблюдал за взрывом культового сооружения с балкончика левого крыла Дома Правительства вместе с Николаем Гикало, Александром Червяковым и Николаем Голодедом.