Рыженков: для Беларуси «Пояс и путь» стал своеобразным «поясом безопасности»

Положение Беларуси на перекрестке Западной и Восточной Европы, на полпути между Черным морем и Балтикой, является одновременно и благословением, и проклятием. Это отметил министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков сегодня, 12 сентября, на 9-м Саммите «Пояс и путь» в Гонконге.

Фото предоставлено пресс-службой МИД Беларуси

Беларусь всегда получала выгоду от международной торговли. С другой стороны, Карл XII из Швеции, Наполеон из Франции, кайзер Вильгельм и Гитлер из Германии — каждый из них проходил через Беларусь по пути на Восток, сея разрушения и смерть. Сегодня большинство этих лидеров называют «выдающимися европейцами». Было бы преувеличением утверждать, что, став частью «Пояса и пути», Беларусь вырвалась из этого порочного круга европейской истории. Однако мы четко и надежно вписали себя в европейский контекст. Причем на совершенно иных условиях и с гораздо более широким кругом заинтересованных сторон, — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.

Кто знает, был бы сегодня в Беларуси мир, если бы Президент Лукашенко не поддержал инициативу Си Цзиньпина в 2013 году и не начал активно ее реализовывать? В ситуации, когда конфликт в Украине, спровоцированный Западом всего несколько месяцев спустя, превратился в полномасштабное военное противостояние, прокси-войну против России, направленную на ее стратегическое поражение, — задал риторический вопрос министр.

Мы полны решимости не допустить втягивания нашей страны в этот конфликт, и у Беларуси есть целый арсенал инструментов для этого, — подчеркнул Максим Рыженков. — Для нас «Пояс и путь» определенно стал своеобразным «поясом безопасности». Порой пытаются спекулировать на роли Беларуси как ключевого звена в сухопутном транзите. Громкие угрозы в адрес железнодорожного транзита между Китаем и Европой регулярно звучат, например, из Варшавы. Однако ответственная политика Беларуси, реальная ситуация на земле и прагматизм самих европейцев оказывают свое воздействие. Железнодорожный транзит по белорусскому участку маршрута Китай-Европа-Китай стремительно растет — на 74 процента в начале года, — и приближается к историческому максимуму. С учетом ситуации в Украине и ограничений в странах Балтии, Беларусь является единственным сухопутным маршрутом в Европу.

Тем временем, отметил министр иностранных дел, Беларусь стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества:

Количество студентов из Китая и других стран «Пояса и пути», обучающихся в наших университетах, увеличилось в разы. Мы переориентируем нашу торговлю на Азию и рады, что Китай стал вторым торговым партнером Беларуси в мире. В этом году наш товарооборот с далеким, казалось бы, Китаем может превысить товарооборот с соседним Европейским союзом.

Фото на анонсе: архив «СБ».