От того, какими ценностями сегодня руководствуется наш студент, зависит будущее нашей страны – Сергеенко

Распространяемая интернет-ресурсами информация нередко носит деструктивный характер, разрушающа и прививает белорусской молодежи чуждые нам ценности, порождая негативное отношение к обществу и государству, провоцируя конфликтное, а иногда даже преступное поведение. И от того, какими ценностями сегодня руководствуется наш студент, какие цели ставит перед собой, к каким идеалам стремится, зависит в том числе и наше с вами будущее, будущее нашей страны. Об этом заявил Глава Администрации Президента Беларуси Игорь Сергеенко сегодня на заседании выездной расширенной коллегии Администрации Президента, на котором рассматривается тема эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования.


Как отметил Глава Администрации Президента, сегодняшнее заседание коллегии – плановое:

– Актуальность темы связана со складывающейся общественно-политической обстановкой, влиянием информационной сферы. На мировоззрение молодежи сегодня серьезное внимание оказывают интернет-технологии, социальные сети, Telegram-каналы. Распространяемая ими информация нередко носит деструктивный характер, она разрушающа, прививает молодежи чуждые нам ценности, порождая негативное отношение к обществу и государству, провоцируя конфликтное, а иногда даже преступное поведение. И от того, какими ценностями сегодня руководствуется наш студент, какие цели ставит перед собой, к каким идеалам стремится, зависит в том числе и наше с вами будущее, будущее нашей страны.

Игорь Сергеенко напомнил, что основа личности закладывается в семье, в дальнейшем формируется в школе:

– Но мы знаем с вами, что воспитательный процесс непрерывен, поэтому главную роль играют учебные заведения высшей школы, где молодежь активно адаптируется к самостоятельной жизни, формируется гражданская позиция, ценности, характерные сегодня для нашей страны. Как отметил Глава государства на педагогическом совете в августе 2021 года: «У нас с вами глобальная задача – найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе… Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза».


Глава Администрации Президента подчеркнул, что в целом в Беларуси созданы системы идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью, эта работа охватывает учебную деятельность и включает кадровое, информационно-аналитическое, методическое обеспечение этой деятельности. И добавил при этом:

– Есть масса положительных примеров, положительный опыт этой деятельности. Но в этой работе есть и проблемные вопросы, которые мы и рассмотрим на сегодняшней коллегии. В первую очередь это отсутствие единой идеологической вертикали в вузах. Функции этой работы зачастую возложены не на руководителей вузов или заместителей, а на преподавателей. Не просматривается и единого подхода к планированию и содержанию этой работы, мероприятия носят общий характер. Наблюдается и самое страшное: формализм в организации мероприятий идеологической направленности, это относится и к подготовке и проведению единых дней информирования. Также не в полной мере задействуется институт кураторства.


Стоит отметить, что в настоящее время в систему высшего образования Республики Беларусь входят: 42 государственных учреждения высшего образования (31 университет, 9 академий, 2 института), находящихся в подчинении 12 министерств и ведомств, а также 7 учреждений высшего образования частной формы собственности (одно из них ныне – в стадии ликвидации). Они обеспечивают подготовку специалистов по 387 специальностям I ступени и по 159 специальностям II ступени. При этом на I ступени высшего образования в учреждениях высшего образования в 2022/2023 учебном году обучается 227,96 тысячи человек, на II ступени высшего образования – 10,58 тысячи человек.

Идеологическая и воспитательная работа с ними осуществляется в соответствии с основными правовыми документами: Конституцией, Кодексом об образовании, Государственной программой «Образование и молодежная политика» Республики Беларусь на 2021–2025 годы, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы, Концептуальными подходами к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года, Стратегией развития государственной молодежной политики до 2030 года, Программой патриотического воспитания населения на 2022–2025 годы. Министерством образования регулярно инициируется и проводится работа по обновлению нормативных правовых документов, касающихся организации такой работы в вузах.

Луцкий призвал вузы использовать издание «СБ. Тенденции» в качестве пособия по идеологической работе

Сергеенко обеспокоен мировоззренческими приоритетами студенчества

Важно воспитывать патриотизм у молодежи через эмоциональную часть и сопричастность – Данилович



Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ