«Формула-1». Гран-при Сингапура. Гонка

Сингапур заскучал

Бывает, что долго ждешь праздника, мечтая получить кусок вкуснейшего пирога, а приходит день, и тебя вместо этого потчуют пресным хлебом, извиняясь, что, мол, не все получилось так, как хотелось бы. Вроде бы и голодным не оставили, но вот праздничного настроения лишили. Нечто подобное оставила после себя гонка в прошедшее воскресенье, 22 сентября, в Сингапуре. Вроде бы и праздник был с фейерверками, и аншлаг на трибунах, а вот гоночной интриги и борьбы со множеством красивых и пусть порой даже опасных обгонов — вот этого мы на состоявшемся Гран-при «Формулы-1» на автодроме «Марина-Бой» так и не увидели.


Учитывая тот факт, что до этого сезона в Сингапуре ни разу не было гонок, чтобы на трассу не выезжал автомобиль безопасности, все команды строили свою стратегию исходя из этой особенности сингапурского автодрома. Действительно, если за 16 лет вероятность выезда сэйфти-кара составляла 100%, то с чего бы именно в этот раз вдруг измениться устоявшейся статистике?

Но если большинство команд просто держали в уме это обстоятельство, готовясь максимально быстро отреагировать на его появление, то вот в «Мерседес» решили упредить остальных. Стартуя с 3-го места, Льюис Хэмилтон решил вместо шин «Medium», как сделали все остальные, поставить на свой болид более мягкие шины «Soft». Британский чемпион не без рекомендации и поддержки своего командного мостика решил, что так у него появится возможность опередить стартующего вторым Макса Ферстаппена на «Ред Булл». Идея вполне логичная. Если бы этот маневр на старте удался Льюису, то удержать позади себя даже действующего чемпиона именно здесь, в Сингапуре, было бы не самым сложным занятием. Во всяком случае, на первых 10 кругах. А там, глядишь, и случился бы какой-нибудь инцидент на трассе, требующий появления машины безопасности.

Автодром «Марина Бэй» так устроен, что здесь нет зон, где остановившийся болид можно было бы убрать, не выпуская людей и технику на трассу. Потому-то и высока здесь статистика влияния сэйфти-кара на результаты гонки. А близость защитных барьеров к дорожному полотну, как и в средиземноморском Монако, не прощает даже малейшей помарки в пилотировании машин «Формулы-1». Недаром же редко какой из гонщиков обошелся в этот уик-энд без касания колесами этих барьеров. А некоторые, как Карлос Сайнс, умудрились даже разбить свой болид об ограждение.

Напрасные ожидания

Не сомневаясь в истинных намерениях Хэмилтона по поводу выбранного им комплекта шин, Ферстаппен сделал все возможное, чтобы не допустить этого обгона. Он даже свой «Ред Булл» на стартовой решетке разместил под некоторым углом в сторону «Мерседеса» соперника, чтобы сразу же пресечь попытку Льюиса выйти вперед. И надо сказать, оборона голландскому чемпиону своей позиции удалась лучше, чем атака британскому чемпиону. В итоге первая тройка на стартовом круге осталась без изменений.

Впрочем, во всей лидирующей группе заставил поволноваться свой командный мостик лишь Оскар Пиастри. Австралиец неожиданно уступил свою 5-ю стартовую позицию Нико Хюлькенбергу, сидящему за рулем очень уж скромного по скорости «Хаас». Да, так случается, и именно на городских трассах, где на старте преимущество более быстрых машин ощущается еще не в полной мере. Благо, что несколькими поворотами спустя юная надежда команды «МакЛарен» сумел вернуть себе свое место. Таким образом линию начала второго круга первая «семерка» гонщиков пересекла, сохранив свои стартовые позиции.

В целом из первой «десятки» после стартового круга выпал лишь Юкки Цунода на своем «Виза РБ», да еще и Карлос Сайнс на «Феррари». Это позволило расположиться здесь Франко Колапинто на «Уильямс» и Серхио Пересу на «Ред Булл». И начались размеренные показательные выступления на тему: «Как нужно пилотировать в жаркую с высокой влажностью погоду на городском автодроме». Об обгонах в лидирующей группе не шло и речи. Постепенно отрывы между машинами увеличивались, и приходилось рассчитывать лишь на пит-стоп, чью-нибудь ошибку и, конечно же, на ожидающийся выезд машины безопасности. О чистой борьбе на трассе можно было говорить теперь уже только после замены первого комплекта шин.


Команды пытались за счет ранней или поздней остановки что-то изменить в этом устоявшемся и не желающем изменить себя порядке, но особой борьбы мы так и не увидели.

Не сумев осуществить задуманное в плане обгона «Ред Булл» и не дождавшись сэйфти-кара, Льис Хэмилтон первым из лидирующей «десятки» сменил шины. Когда свои пит-стопы провели и остальные гонщики, британский чемпион закономерно оказался позади своего напарника Джорджа Рассела. Гонка размеренно шла к экватору, все гонщики на удивление пилотировали без серьезных ошибок.

Что до обгонов, то они все же имели место быть. Но они совершались явно более быстрыми машинами в глубине пелотона. Так, Карлос Сайнс пробивался вперед через «середнячков» после раннего пит-стопа и неудачного старта. А вот Серхио Перес как оказался за «Хаас» Нико Хюлькенберга после своего пит-стопа, так за немецким гонщиком и доехал до самого финиша, все на той же 10-й позиции, на которой был в начале второго круга. Заработанное мексиканцем 1 очко в копилку команды «Ред Булл» вряд ли порадовало руководство австрийской «конюшни».


Куда более значимым был показанный быстрый круг за минуту до финиша пилотом их дочерней команды «Виза РБ». Очков этот успех не принес его исполнителю Даниелю Риккардо. Но зато этого очка не досчитался Ландо Норрис, победивший в гонке и долго державший по этому показателю лучшее время. В итоге Норрис сумел отыграть у Макса Ферстаппена не 8 очков, а всего лишь 7. И теперь за 6 гонок до финиша действующий чемпион опережает лидера команды «МакЛарен» на 52, а не 51 очко. Будет ли это решающим фактором в этом сезоне, сказать пока еще трудно. Автоспорт такого уровня — это все же вещь слабо предсказуемая. Тем более, когда уже с июньской своей последней победы в Испании Ферстаппен все никак не может подняться на высшую ступеньку подиума.

Жаль только, что эта «услуга» своему бывшему напарнику ничего не изменит в будущей карьере Даниеля. Насколько мне известно, уже принято решение, что в следующем сезоне Риккардо не будет гоняться в «Формуле-1». Более того, уже на следующем Гран-при, который через месяц пройдет в Остине в США, за руль машины австралийца руководство «Ред Булл» посадит Лиама Лоусона. Неудивительно, что, давая комментарии журналистам после гонки в Сингапуре, Риккардо от переполнявших его эмоций прослезился, сказав, что в его исполнении сказки с красивым концом не получилось. И хотя зрители присудили Даниелю звание Гонщика дня, это не могло скрасить грустных нот прощания Риккардо с чемпионатом.

«МакЛарен» продолжает удивлять

Ландо Норрису наконец-то удалось прервать свою грустную серию нереализованных поулов. Выигранная квалификация в Сингапуре была уже его 6-м аналогичным успехом в карьере. И все 5 предыдущих раз он не сумел удержать преимущество уже на первом круге. В этот раз британец не только сумел уехать от «Ред Булл» Макса Ферстаппена, но и удивить всех своим отрывом на финише. А точнее сказать, отрывом, который он имел над преследователем за 10 кругов до клетчатого флага. Это составляло почти полминуты. И не над кем-нибудь, а над действующим чемпионом.

Конечно, были бы выезды машины безопасности, такого невиданного доселе отрыва в исполнении «МакЛарен» мы бы здесь, в Сингапуре, не увидели. Показательно еще и то, что Норрис, имея большое преимущество в более 20 секунд, продолжал его наращивать, не сбрасывая темпа. На финише он оставил в роли круговых более десятка гонщиков. В их числе Серхио Перес, Нико Хюлькенберг и Фернандо Алонсо, финишировавшие соответственно на 10-м, 9-м и 8-м местах. Не попроси настоятельно командный мостик британского гоночного коллектива сбросить своего подопечного скорость, отрыв на финише был бы еще больше. При этом Норрис дважды опасно зацепил стену и в любой момент мог оказаться уже «вне игры», однако от радости, что его болид настолько быстр, как никогда, Ландо просто «рвал на груди тельняшку» и летел к своей очень важной и весомой победе.


Этот успех британского гонщика тем более примечателен, что буквально накануне по решению FIA его команда вынуждена была снять свое новое заднее крыло с машин своих гонщиков. Его конструкция в районе системы DRS была признана не совсем законной. Ее жесткость так удачно была спроектирована инженерами «МакЛарен», что позволяла работать как дополнительный подвижной элемент. На это соперники из «Ред Булл» обратили внимание экспертов FIA еще после гонки в Баку. И вот новое предписание федерации однозначно запретило использование этого элемента в таком виде.


Но каких-либо наказаний в адрес британцев не последовало. Их изобретение было на грани дозволенного, но в какой-то момент все же инженеры «МакЛарен» перешли допустимую черту. Вот и пришлось отказываться от устройства, которое, по оценкам соперников, давало им преимущество до 0,2 сек на каждом круге.

Несмотря на возврат к предыдущей версии заднего крыла, британские машины все равно выглядели самыми быстрыми в Сингапуре. Пока Ландо Норрис в роли лидера гонки с легкостью отрывался от «Ред Булл» действующего чемпиона, его напарник Оскар Пиастри за счет позднего пит-стопа и хорошего темпа на новых шинах исправлял свою квалификационную ошибку. Австралийцу под самый занавес удалось обойти обоих пилотов «Мерседес» и финишировать на почетном 3-м месте, за которое полагается 3-литровая открытая бутылка шампанского на подиуме.

Смею предположить, что если бы в субботу Пиастри был более внимательным при прохождении поворотов на автодроме «Марина Бэй» и опередил бы Рассела и Хэмилтона по итогам квалификации, что позволял его болид, то гонка в Сингапуре могла бы быть куда более интересной.

«Феррари» подкармливает FIA

Каким образом — наверное спросят меня читатели? Довольно необычным. В результате выплат денежных штрафов.

После своей аварии в квалификации Карлос Сайнс, выбравшись из машины и увидев уже появившиеся «красные флаги», не нашел ничего лучшего, как перебежать трассу и отправиться прямиком к боксам. Благо они были недалеко, и въезд на пит-лейн не был закрыт. Но согласно регламенту подобные вольности пилотов всегда наказываются. Испанец должен был либо воспользоваться официальным транспортом маршалов и проехать по другой стороне трассы по дорожке, где курсируют шаттлы для фотографов и где вывозят пострадавших в гонке пилотов, либо дождаться официального разрешения по рации со стороны руководства гонки. Но Сайнс этого не сделал. В результате получил штраф размером в 25 тысяч евро.

Неплохая такая 2-минутная прогулочка вышла. Запоминающаяся и дорогая как в прямом, так и в переносном смысле. Единственное послабление, которое себе позволили стюарды в отношении Карлоса, так это разделить полагающуюся сумму на две части. И первая часть должна была выплачиваться сразу же после гонки, а вот вторая перешла в категорию «условной». То есть ее истребуют при необходимости с Сайнса при повторном нарушении регламента по аналогичному поводу.

Выступление Карлоса в целом можно было бы считать успешным на этом Гран-при: как-никак он с 10-го стартового места прорвался на 7-е. Но, во-первых, его напарник с 9-го места прорвался на 5-е, что само по себе уже говорит о поражении испанца во внутрикомандной дуэли. А во вторых, уместно было бы напомнить, что это из-за ошибки Карлоса в квалификации оба пилота «Феррари» оказались так далеко от лидирующей группы. И трасса, на которой скудерия могла бы иметь достойное время и даже наверняка подняться хотя бы одной машиной на подиум, оказалась для итальянской «конюшни» еще одной очередной, где они уступили «Ред Булл», «МакЛарен» и «Мерседес» по очкам в Кубке конструкторов.


Из Сингапура пилоты и команды направились домой, чтобы вновь встретиться уже на другом конце континента после длинных так называемых «осенних» каникул. Они впервые появились в этом сезоне, который обещает быть самым длинным в истории «Формулы-1». 24 гонки, из которых 18 уже позади. Вопрос досрочности чемпионского титула для Макса Ферстаппена, к счастью, утратил пока что свою актуальность. Теперь голландцу главная забота хотя бы и вовсе удержать до конца сезона свое преимущество. Уже которую гонку оно тает, грозя и вовсе исчезнуть, если в «Ред Булл» не предпримут эффективных мер вернуться в лидирующую группу. И показательным будет гонка именно в Остине, поскольку после двух городских трасс в Баку и Сингапуре команды вернутся на классический автодром. Будут ли чемпионские болиды снова быстры, как это было до летнего перерыва, или и дальше новый лидер Кубка конструкторов команда «МакЛарен» продолжит наращивать свое преимущество? Доживем, увидим.


Фото: Рейтер