«Сладкие подарки уже раскупают» – выяснили, готовы ли торговые объекты к праздничному ажиотажу
Хороший выбор и приемлемые цены – простая и ясная задача, которая стоит перед отечественной торговлей вне зависимости от сезона и местности. Однако последний месяц в году особый: потребительские запросы перед праздниками растут не по дням, а по часам. Вместе с ними и шансы на то, что могут подпрыгнуть цены или возникнет дефицит самых ходовых позиций. Для этого и существуют мониторинги, которые проводят по всей стране с участием сенаторов, парламентариев, профсоюзов.
– В целом ситуация на рынке внутри страны стабильная и контролируемая. В магазинах есть все необходимое на любой вкус и кошелек, – говорит Калина Капуцкая. – Очень важно, что государство занимается регулированием цен в интересах как потребителей, так и производителей.
Калина Викторовна в таких мониторингах не новичок: каждый месяц заглядывает в магазины со списком социально значимых товаров, цены на которые подлежат регулированию.
– Смотрим не только на цифры, но и на ассортимент, на представленность отечественной продукции, на общее состояние торговых объектов. По итогам мониторинга составляем отчеты с рекомендациями и предложениями, – поясняет сенатор.
Наша цель на сегодня – два супермаркета в Молодечно. Оба расположены в молодом спальном микрорайоне и, можно сказать, конкурируют между собой.
– Первым делом – к овощам и фруктам, – говорит Калина Викторовна, заходя в торговый зал. – Картофель – 67 копеек за килограмм, а буквально на днях был на 9 копеек дешевле. Огурцы есть – отлично. Стоят – 7,86 рубля, понятное дело – не сезон. А вот бананов буквально пара штук осталось.
–За выходные все раскупили, завтра привоз, – поясняет заведующая торговым объектом Татьяна Барталевич.
Идем дальше. Цены на детское питание, макароны, растительное масло и сахар остаются неизменными на протяжении нескольких месяцев в этой торговой сети. Сосиски и мед даже подешевели на пару копеек. Мука чуть подорожала. А свежих куриных яиц мы вовсе не нашли. Как так?
– Все разобрали, скоро подвезут, – опять вступает в разговор заведующая.
Такого быть, конечно, не должно. Яйца входят в перечень товаров, обязательных к реализации в этом магазине. К слову, этот список мы находим в уголке потребителя на входе в супермаркет.
И ведь это даже не выходные перед праздниками – представьте, каково было бы разочарование покупателей, которые пришли бы сюда закупаться накануне Нового года. Рекомендация этому торговому объекту – тщательнее следить за поставками товара и заказывать необходимое впрок.
– Кстати, порой поводом для очередного мониторинга становятся обращения граждан. Были случаи, когда люди просили расширить ассортимент в том или ином магазине. Приходили, общались с руководством – и удавалось решить вопрос. Например, была жалоба насчет рыбы – в довольно большом магазине продавали всего два вида мороженой. По рекомендациям должно быть около десяти наименований, – вспоминает Калина Капуцкая.
Наш второй объект – супермаркет, который позиционирует себя как магазин для бережливых. Проверим?
– Яйца есть. Раз, два, три… Семь наименований. И даже перепелиные, – обращает внимание сенатор.
Как поясняет директор магазина Татьяна Высоцкая, имеется запас на семь дней:
– Таковы правила. Ситуации, когда все разберут и ничего на полке не останется, исключены.
Цены на ходовые позиции вроде хлеба, молочных продуктов, овощей и фруктов тут действительно ниже, чем в предыдущем магазине. На пару копеек, но все же.
Еще одно преимущество – новогоднее настроение, которое ощущается буквально с порога. В небольшом на первый взгляд зале сотрудники магазина умудрились соорудить целую фотозону для покупателей. Тут же рядом уже аккуратно выставлены шампанское, шпроты и горошек. Для конфет в подарочных упаковках свое место – вокруг елки с блестящими шарами.
– Сладкие подарки уже охотно берут. А вот продукты на новогодний стол люди активно закупают за несколько дней до праздника. День с максимальным оборотом – 29 декабря. Выходим на смену всей командой, только и успеваем выносить товары в зал, – рассказывает Татьяна Высоцкая.
Неизменные хиты продаж – шампанское и мандарины. При этом, по словам директора магазина, в последние годы все большую популярность набирают икра, красная рыба, морепродукты.
– Здорово, что наши люди покупают деликатесы на праздничный стол, – говорит Калина Капуцкая. – Но самое важное, что цены на товары из так называемой социальной корзины соответствуют политике ценообразования в нашей стране. Мониторинг это доказывает. Резкого роста нет, ассортимент в целом выдержан. Что приятно, есть отдельные стеллажи с государственной символикой, а большая часть товаров в магазинах – отечественного производства.
Кстати, интересная особенность – покупатели в магазинах, где мы были, охотно брали хлеб, молоко, мясо и колбасы от производителей своего региона. Хотя и выбор есть – многое привозят из столицы, других областей. Но люди привыкли доверять своему продукту. Наверное, поэтому в Молодечно, помимо сетевых магазинов, есть и торговые объекты от предприятий. Причем работают весьма успешно.
– Большую роль в работе торговли играют человеческий фактор и корпоративные правила. Если в первом магазине отсутствие товара на полках после выходных представили как что-то обыденное, то на втором объекте нас заверили, что всегда имеют необходимый запас. Кто в таком случае имеет больше шансов завоевать доверие покупателя и честно заработать перед праздниками? Ответ очевиден, – заключает Калина Капуцкая.