В Гомеле вдвое сократили службу по отлову безнадзорных животных

Собакам некому накрутить хвосты

В Гомеле вдвое сократили количество бригад, занимающихся отловом безнадзорных животных. Причина — недостаток финансирования. Теперь работники коммунального унитарного предприятия «Спецкоммунтранс» физически не успевают выполнять свою работу. Армия бездомных кошек и собак предсказуемо увеличивается. По данным городского центра гигиены и эпидемиологии, в травмпункты Гомеля ежемесячно обращаются около ста человек, пострадавших от укусов животных. Есть ли выход из ситуации? Я попыталась разобраться на месте.


В 9.00 ничем не приметная «Газель» отъезжает от крыльца кинологического участка «Спецкоммунтранса». В бардачке автомобиля стопка бумаг с подписями и гербовыми печатями. Это — многочисленные заявки, поступающие из разных концов города. Просьба одна — найти и обезвредить тех, кто лает, кусает и мешает спокойно жить. Не каждый пойдет работать в бригаду по отлову безнадзорных животных. Тут нужны крепкие нервы, устойчивая психика и трезвый взгляд на жизнь. Ловцы Александр и Константин к своим должностным обязанностям относятся без лишних эмоций. Например, Александр, десять лет назад окончательно вернувшийся домой со строек в России, свой выбор объясняет так:

— Надо работать. Дом, семья, дети...

Похожая история и у его коллеги — Константина. Российские стройки, решение вернуться домой. Знакомые подсказали вакансию. Прошел обучение, получил свидетельство специалиста по отлову животных. Говорит, поначалу было непросто, но потом втянулся.

Первый адрес заявки — улица Шилова. Районная администрация просит избавить жильцов окрестных домов от своры бродячих собак.

Газель «Спецкоммунтранса» неспешно пробирается по дворовым ухабам. Сквозь автомобильное стекло ловцы тщательно сканируют местность. В куче опавшей листвы пес такого же грязно–золотистого цвета, без ошейника и жетона, спокойно досматривает утренний сон. Ловцы бесшумно выбираются из машины, достают сачки и окружают жертву. Один взмах — и четвероногий в сетчатом капкане.



Бригаде пора по следующему адресу. Разговаривать с ловцами совсем не хочется. Но когда напряжение в кабине достигает предела, Константин предъявляет главный козырь — арифметические расчеты, наглядно демонстрирующие положение дел в городской фауне:

— Вот смотрите, одна самка в год дает около 15 — 25 щенков. Собаки размножаются в геометрической прогрессии. Через три года их будет уже тысяча, через шесть лет — 600 тысяч, а через десять — 3 миллиарда! Конечно, эта цифра без погрешностей на естественный отбор, но даже если ее сократить в два–три раза — это все равно очень много.

Спецмашина везет нас в другой конец города — Новобелицу. Однако здесь в процесс вмешиваются горожане. Укоризненные взгляды. Осуждающие возгласы сыплются на ловцов со всех сторон, а в самый ответственный момент кто–то из толпы отчаянно бросается к стае и разгоняет собачью компанию. Сачки пусты. Гордый силуэт прохожего–спасителя растворяется в каменных джунглях. Константин не скрывает разочарования:

— Посмотрел бы я на этого зоозащитника, укуси собака его ребенка.

В этом вечном споре защитников и борцов сложно принять чью–то сторону. Но ясно одно — не существовало бы противостояния, будь способы решения проблемы более совершенными. Заместитель директора КУП «Спецкоммунтранс» Александр Никонов точно знает:

— Бездомные животные не появляются из ниоткуда. Когда–то их выгнали на улицу бездушные хозяева. Ничего не изменится, пока не поменяется менталитет людей, а сделать это может только самый жесткий контроль. Не за животными — за их владельцами!


По мнению специалиста, остановить рост числа безнадзорных животных способна лишь серьезная ответственность за нарушение правил содержания домашних питомцев, закрепленная на законодательном уровне. За удачным опытом далеко ходить не нужно. Вокруг достаточно стран, решивших проблему. К примеру, еще недавно в Италии насчитывалось более 350 тысяч бродячих кошек и собак. Но жесткие санкции, принятые в отношении непутевых хозяев, изменили ситуацию в самые короткие сроки. Начиная с 2004 года граждане, посмевшие выбросить питомцев на улицу, несут суровое наказание — штраф в размере 10.000 евро, а в отдельных случаях и заключение под стражу сроком на год.

В нашем административном кодексе также есть статья о нарушении правил содержания домашних и хищных животных. Но штрафы, применяемые к ее нарушителям, мизерны. Да и работает она, мягко говоря, не в полную силу. Александр Никонов приводит статистику:

— В Гомеле 25 тысяч домов частного сектора. Едва ли не в каждом собака. Регистрируют же своих питомцев единицы. А нет регистрации, нет и ответственности. Укусила человека собака, приходит милиционер составить протокол, хозяин в ответ — собака не моя. Как его наказать? Или, к примеру, как наказать дачников, которые на лето заводят кота, осенью уезжают в город, а животное остается?

Проблему, по мнению специалистов, может решить обязательное чипирование четвероногих. О нем, кстати, упоминается в новом проекте Закона «Об обращении с животными», но пока это лишь проект, а значит, ловцы бродячих животных без работы пока не останутся.

Мнение по поводу

Игорь Серенков, отец 13-летней Тани, пострадавшей от укуса бродячей собаки:

— Недавно дочь с подругой выгуливали домашних собак, когда на них набросился безнадзорный пес. Таню он укусил за кисть. Когда это случилось, мы тут же позвонили в службу отлова безнадзорных животных. Быстро приехали специалисты и сумели собаку поймать, пока она не наделала новых бед. Сейчас пес на передержке в кинологическом центре КУП «Спецкоммунтранс». В течение 10 дней за ним будут наблюдать, чтобы исключить у животного наличие вируса бешенства. Очень переживаем, чтобы вся эта история закончилась благополучно. На собаку, конечно, нет зла. Виноват тот, кто когда–то взял ее щенком, а потом выбросил. Но и допускать, чтобы бродячие животные разгуливали по дворам, нельзя — это просто опасно.

Елена БЫЧКОВА.

len.o.k@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 222 (24852). Вторник, 17 ноября 2015