Среди жителей стран ЕАЭС граждане Беларуси наиболее высоко оценивают качество и безопасность товаров и услуг
Граждане государств — членов Евразийского экономического союза оценивают текущую ситуацию в сфере защиты прав потребителей как удовлетворительную. При этом белорусы наиболее высоко оценивают качество и безопасность товаров и услуг. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Евразийской экономической комиссией с участием Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова и научных организаций стран ЕАЭС, пишет sb.by со ссылкой на сайт ЕЭК.
Фото из архива «СБ»
По информации ЕЭК, исследование проводилось в течение года в рамках мероприятий программы совместных действий государств-членов в сфере защиты прав потребителей. Значительное количество его участников полагают, что требования к качеству и безопасности товаров и услуг соблюдаются всегда или по крайней мере часто. Доля таких оценок в нашей стране составила 87 %, в Армении — 68 %, в Казахстане — 61 %, в Кыргызстане — 56 %, в Российской Федерации — 67 %.
«Большинство опрошенных во всех государствах — членах ЕАЭС готовы обращаться в уполномоченный орган для защиты прав потребителей, что говорит о доверии граждан к государственным институтам. Деятельность государственных органов оценивается жителями стран союза как очень эффективная и скорее эффективная. Доля таких оценок составила 72 % в Беларуси, по 54 % — в Армении и Казахстане, 47 % — в Кыргызстане, 56 % — в России», — сообщили в ЕЭК.
Отмечается, что исследование позволило выявить основные проблемы потребителей в разных сферах. Согласно результатам, одежда и обувь, а также табачная и алкогольная продукция вызывают наибольшее количество претензий. Наиболее распространенные нарушения прав потребителей в розничной торговле включают отсутствие ценников, некорректное указание цен, навязывание дополнительных товаров и услуг, а также проблемы с предоставлением информации о товарах. В сфере общественного питания типичные нарушения прав потребителей связаны с отказом в обслуживании, невозможностью расплатиться удобным способом и включением в счет лишних позиций. Чаще всего с нарушением своих прав потребители сталкиваются при получении медицинских услуг, услуг связи и коммунальных услуг. При дистанционной продаже товаров наиболее распространенные нарушения касаются отклонений от сроков доставки товара, невозможности получить полную информацию о товаре и отсутствия информации на родном языке.
Исследование также обнаружено недостаточную осведомленность потребителей о своих правах. Согласно полученным данным, лишь по 15 % респондентов в Армении и Казахстане, 17 % — в Кыргызстане, 26 % — в России и 34 % — в Беларуси уверены в своих знаниях о правах потребителей.
«Респонденты лучше всего осведомлены о праве на надлежащее качество товаров и услуг, а также о праве на обмен товара надлежащего или ненадлежащего качества. В меньшей степени потребители знают о праве на просвещение в области защиты своих прав. Наиболее актуальными для населения являются вопросы защиты прав потребителей при дистанционных покупках, в сфере туризма, медицины, образования и других областях», — отметили в ЕЭК.
Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Наталья Жукова заострила внимание на том, что проведенное исследование является первым опытом совместной работы стран ЕАЭС по изучению потребительского поведения и отношения граждан к мерам, направленным на их защиту на общем потребительском рынке государств — членов союза. В ходе работы был изучен международный опыт в этой области и разработана уникальная методика, позволяющая оценить уровень защиты прав потребителей в странах ЕАЭС. По словам Натальи Жуковой, использованная методика может быть применена в каждом государстве — члене ЕАЭС, а результаты межстранового исследования станут основой для совершенствования интеграционной работы в данном направлении.