Стефан Лаудин включит в программу Варшавского фестиваля белорусские фильмы

Стихи пишут в одиночестве, а кино снимают в огромной компании

Последний лист Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» упадет уже завтра, но зарубежные гости еще много расскажут и о форуме, и о Беларуси своим соотечественникам по возвращении на родину. В  числе пяти членов жюри основного конкурса игрового кино основатель и генеральный директор Warsaw Film Foundation, член Европейской киноакадемии и Польской киноакадемии Стефан ЛАУДИН. Между прочим, ему уж точно есть с чем сравнивать работу «Лiстапада», он еще и директор Варшавского международного кинофестиваля. 

— Вы уже второй раз на нашем кинофестивале. В чем его достоинство?

— Два года назад, впервые приехав в Минск, был удивлен, поражен, восхищен! Все недавние премьеры из Каннского, Венецианского и других мировых кинофестивалей представлены здесь. В Европе профессионалы знают о международном лице Минского кинофестиваля, думаю, поэтому у него очень хорошая и свежая программа. К слову, для себя в этом году поставил цель обратить внимание и на белорусские картины. Тем авторам, которые заинтересовали, предложу участвовать в моем кинофестивале. Пока названия и имена оставлю в тайне.

— Варшавский кинофестиваль конкурирует с Минским?

— Нет, мы дружим. В мире больше пяти тысяч фестивалей. И пятьдесят, которые имеют какое-то значение. Среди них — «Лістапад». 

— С недавних пор во время «Лістапада» стала работать индустриальная панель, которая может перерасти в реальную площадку, где будут заключаться конкретные контракты, договоры. Знаю, у вас она уже давно есть…

— Да, мы уже 11 лет делаем такой небольшой «кинорынок». Работаем в основном с кино из Восточной Европы. К нам приезжают агенты продажи, прокатчики, отборщики из приблизительно 30 фестивалей и смотрят около 10 фильмов. Те, которые их заинтересовали, начинают международную жизнь. Два года назад через панель проходил украинский фильм «Племя», который попал на Каннский фестиваль, ему присужден и Гран-при «Лістапада». Так, каждый год 2—3 фильма попадают на большие фестивали, в прокат. 

— Современный польский кинематограф — феномен мирового кино. Много новых имен, картины отмечают на престижных форумах. Стефан, расскажите о его финансировании.

— Главный источник денег — это Польский институт киноискусства (PISF). Бюджет у него приблизительно 30 миллионов евро в год. Из них 25 миллионов идет на производство фильмов, большие деньги. Эта революция началась 10 лет тому назад, когда был принят закон о кино, связанный с системой финансирования фильмов. 

Финансируются фильмы, впрочем, не полностью. Если это ваш дебют, то можете получить вплоть до 90 процентов суммы, другие режиссеры — до 50 процентов. Молодым кинематографистам, которые снимают не первую картину, тоже делают поблажки. Остальные деньги они ищут у кинопрокатчиков, телевидения, спонсоров. 

— Среди наших кинематографистов бытует мнение, что фестивальное кино невыгодно производить. Потому и смысла его делать нет…

— Фильм — это визитная карточка страны, и если сделать хороший продукт в стиле арт-хаус, который несколько лет будет ходить по фестивалям, а потом и показываться по телевидению, многие люди узнают о вашем государстве именно из этой картины. Посмотрите, что случилось с США после Второй мировой войны. Именно благодаря голливудским фильмам эта страна стала популярной. Кино — важная часть пропаганды.

— Стефан, а что кино для вас?

— Кино — это очень сложный процесс. Для меня это процесс коммуникации с людьми. Стихотворения можно писать в комнате (Стефан — соавтор 7 поэтических книг. — Авт.), а чтобы сделать фильм, нужно общаться с сотнями людей. 

korshuk@sb.by