Дулова — о равнодолевом финансировании государственных театров

Стимул для театров

Равнодолевое финансирование станет отправной точкой для поиска новых возможностей

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко 18 ноября подписал Указ № 422, которым совершенствуются подходы по финансированию деятельности государственных театров. О необходимости выйти на равнодолевое финансирование театров Глава государства говорил неоднократно и еще в феврале в ходе совещания с руководством Совета Министров напомнил: «Мы же договорились: заработали миллион — миллион из бюджета платите. Тогда будет понятно: вы заработали больше — больше получили». Согласно документу финансирование гостеатров будет осуществляться на паритетной основе 50/50 из средств бюджета и собственных доходов учреждений культуры.

Гродненский областной драматический театр.

Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Екатерина Дулова отметила, что в современных условиях согласно общемировой практике театры не могут существовать только на условиях госфинансирования:

— Во всем мире театры имеют дополнительные источники финансирования разного свойства, и это процентное соотношение тоже колеблется. 

В свое время ­­Президент эту мысль определил, и звучала она буквально так: сколько заработаете — столько и получите у государства. 

Совершенно ясно было сразу, что театрам будет сложно молниеносно развернуться, поэтому я очень благодарна, что нас услышали и, по сути, два года были переходными для того, чтобы выстроить систему доходов и расходов и понять, где мы действительно можем быть эффективными, где могут быть предложены новые формы заработка у театров, новое отношение к репертуарной политике, гастрольной деятельности, работе со спонсорами. И вот по этому пути мы, собственно, и двинулись. Предыдущий год был годом финансирования 60/40, это нам позволило понять источники доходов, мы поняли, где можем сократить свои расходы. А это важно в любом хозяйстве, даже в собственном, когда ты пересматриваешь свой бюджет, и то, что было привычным, оказывается, может быть модернизировано. Средства будут паритетными на создание новых постановок (и мы можем привлекать в том числе спонсоров, потому что, конечно, это самая дорогостоящая статья), на проведение гастролей — менеджмент в этой сфере очень важен сегодня, на коммунальные услуги и эксплуатационные расходы — здесь, безусловно, возможна экономия, а также на выплату заработной платы — и это логично вытекает из всего вышесказанного. Если речь идет о таких тяжелых статьях расходов, как ремонты, то здесь как раз государство не уходит и финансирование будет в полном объеме. Плюс в указе дополнительно проговариваются определенные финансовые условия существования театров, работающих в период ремонта, потому что понятно, что вся доходная часть в этом случае меняется сущностно. С 1 января указ вступает в силу, и я полагаю, что реализация принципа «сколько заработаете, столько и получите» будет для театров реальным стимулом расширять свои возможности.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото: Андрей ПРИМАЧЕК