Уровень утомляемости школьников и климат в педколлективе — какие исследования проводятся в белорусских школах

В белорусских школах и детских дошкольных учреждениях проводятся интересные мониторинговые исследования, цель которых сделать образовательный процесс комфортнее для всех ее участников. Предметом изучения становятся как уровень утомляемости и тревожности школьников, так и обеспеченность детских садов игрушками. Подробнее рассказала ректор Академии образования Ирина Старовойтова.

Иллюстративное фото

Тревожность и внимание — всё под контролем

Мониторинговые исследования по общему среднему образованию ведут историю с 2003 года, рассказывает Ирина Старовойтова:

Выделяются несколько направлений для исследования. Скажем, по направлению «психологические аспекты обучения и воспитания учащихся» изучаются такие вопросы, как уровень утомляемости и работоспособности учащихся, школьная тревожность, учебная нагрузка, сформированность интеллектуальных умений учащихся, учебная мотивация. Если рассмотрим направление «личностное развитие учащихся», то предметом изучения становятся нравственная, гражданская, информационная культура, профессиональное самоопределение, социальная адаптация учащихся, жизненное самоопределение, эмоциональный интеллект.

Проводятся исследования, касающиеся качества организации образовательного процесса. В фокусе внимания следующие вопросы: эффективность взаимодействия семьи и школы; допрофессиональная подготовка учащихся; организация профильного обучения в учреждениях образования; взаимодействие учреждений общего среднего образования с учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования; организация факультативных занятий; качество учебных пособий; использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Как видите, каждому моменту уделяется отдельное внимание.

Ирина Старовойтова разъясняет, что мониторинговые исследования всегда проводятся на репрезентативных выборках. Другими словами, в исследованиях пропорционально задействованы школы всех регионов страны, расположенные как в городской, так и сельской местности.

— Повторные исследования позволяют отслеживать динамику изучаемых показателей, делать выводы об эффективности образовательной политики, определять направления дальнейшего развития, — отмечает спикер

Компетенции учитываются

Профессиональные компетенции и образовательные запросы педагогических работников тоже обязательно изучаются, дополняет ректор:

Изучается профессиональная компетентность педагогических работников; инновационный потенциал учреждений образования; удовлетворенность педагогов научно-методическим обеспечением и информационно-коммуникационным сопровождением образовательного процесса; морально-психологический климат в педагогическом коллективе; актуальные проблемы педагогической деятельности в учреждениях дошкольного и общего среднего образования; запросы педагогов, связанные с повышением квалификации.

Отдельным вектором исследований становится изучение качества дошкольного образования. Здесь изучаются вопросы, связанные с удовлетворенностью родителей (законных представителей) качеством организации образовательного процесса; обеспеченностью учреждений образования игрушками и специальным оборудованием; реализацией в учреждениях дошкольного образования образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи и другие вопросы.

По результатам проводимых Академией образования исследований ежегодно разрабатываются и представляются в Министерство образования информационно-аналитические материалы, а также рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, уточняет эксперт:

— Они предназначены для различных категорий адресатов: администраций учреждений образования, учителей-предметников, классных руководителей, авторов-разработчиков учебно-методических комплексов.