Узнали, в чем польза нейрофитнеса для здоровых детей

Что представляет собой детский нейрофитнес и как он влияет на развитие нормотипичного ребенка? На вопросы портала sb.by ответила нейропсихолог Нара Совкова.

Фото: freepik.com

Специалист объяснила, что такое нейрофитнес:

Термин «фитнес», хоть это и англицизм, уже прижился в русском языке и интуитивно понятен большинству. Это вид физической активности, система занятий для поддержания стройности, которая достигается за счет баланса правильного питания, физической нагрузки и здорового образа жизни. Мы давно знаем этот термин и видим вокруг себя фитнес-залы, фитнес-тренеров, фитнес-тренажеры, фитнес-продукты, сами занимаемся фитнесом. Относительно недавно появился термин «нейрофитнес». Публично впервые оно прозвучало в 2015 году в научно-популярном фильме «Лекарство от глупости», который сняли в лаборатории психофизиологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Фильм был посвящен возможностям мозга. Делаем вывод, что нейрофитнес — это этакая тренировка для мозга, которая может «прокачать» ум, улучшив показатели интеллектуальной деятельности, память, внимательность, скорость мышления и принятия решений, способность к анализу, навык концентрироваться на важном, связь правого и левого полушария и так далее.

Разумеется, нейрофитнес полезен всем, у кого есть мозг и кто хочет им пользоваться и сохранить ясность ума до глубокой старости, подчеркнула Нара Совкова. По ее словам, предложения программ нейрофитнеса адресованы обычно родителям детей с нарушениями развития, однако и для нормотипичных эти занятия исключительно полезны:

Занимаясь нейрофитнесом, здоровые дети достигают более высоких успехов в учебе, лучше контролируют свое поведение, регулируют эмоции, становятся более усидчивыми и самостоятельными, что не может не радовать взрослых.

Нейропсихолог заострила внимание на том, как влияет на детей жизнь в эпоху информационного перегруза:

Дети, чья нервная система только формируется и зреет, еще не способны справляться с большими потоками информации. Им сложно концентрироваться на одном занятии, они легко отвлекаются, не могут усидеть на месте, им нелегко запоминать материал школьной программы. Однако при этом они шустро овладевают правилами компьютерных игр и лучше, чем взрослые, разбираются в новейших информационных технологиях. Просто потому что это интереснее. В силу возраста детский мозг пластичнее, чем взрослый. Это значит, что он может быстрее адаптироваться, меняться и даже восстанавливаться после травм или нарушений. Чем младше ребенок, тем выше нейропластичность.

Однако способность мозга обрастать новыми нейронными связями в прежнем темпе утрачивается к 20 годам даже при интенсивных умственных нагрузках, добавила специалист:

И тогда проблемы с памятью, концентрацией, вниманием, связанные с обилием и доступностью информации и технологий (например, можно без напряга посчитать пример на калькуляторе или пойти за решением сложной задачи в интернет, а там и вовсе «пропасть»), даже при высокой нейропластичности сводит на нет познавательную деятельность.

С помощью тренировок мозг может оставаться пластичным на протяжении всей жизни, подчеркнула Нара Совкова:

Задача нейрофитнеса — с помощью упражнений стимулировать выработку новых нейронных связей и находить новые решения вместо того, чтобы идти проторенными дорожками. То есть нейрофитнес обеспечивает систематическую и разнородную нагрузку на мозг.

Эксперт объяснила на примере, как строятся нейронные связи:

Допустим, ребенок учится читать. Он изучает буквы, строит из них сначала слоги, затем слова. Поначалу работа продвигается медленно, ребенку приходится прилагать усилия. Затем он начинает читать все быстрее и быстрее. Ему уже не обязательно произносить текст вслух. Чтение становится автоматическим процессом — не приходится напрягать мозг, чтобы прочитать, например, надпись на уличной вывеске. Это происходит само собой, вскользь. Нейронная сеть для навыка чтения сформирована и достаточно крепка. Теперь усилия ребенок тратит уже на обработку, анализ, запоминание прочитанного. Но стоит ему начать учить другой язык, как процесс чтения новых букв и слов снова становится сложным и долгим — будет строиться новая нейронная сеть, где-то переплетаясь с прежней.

Когда наш мозг сталкивается с чем-то новым, нейроны из разных его частей должны передать друг другу новую информацию, пояснила нейпропсихолог:

Чем регулярнее это происходит, тем крепче становится связь между нейронами. Даже за самый простой навык отвечает целая сеть связей — их может быть тысячи или миллионы. Но все равно этот навык после регулярного повторения становится рутиной, автоматизируется, на него затрачивается меньше энергии. Исследования показывают, что со временем на те же самые действия активизируется меньше участков мозга.

Упражнения для нейрофитнеса

Существуют комплексы упражнений для нейрофитнеса, их вариаций очень много, отметила Нара Совкова:

Они бывают дыхательными, двигательными, артикуляционными, координационными, на развитие моторных функций, с элементами массажа и растяжки. Всеми знакомая игра в ладушки — это тоже упражнение из нейрофитнеса. Упражнение посложнее — «кулак ребро ладонь»: ребенок сначала сжимает ладонь в кулак, затем ставит ребром на стол, потом — кладет ладонь на стол. Комбинацию можно повторять сначала одной рукой, увеличивая темп, потом другой, а потом выполнять обеими руками. Высшим пилотажем считается, когда правая и левая рука повторяют разные комбинации. Например, правая рука выполняет «кулак — ребро — ладонь», а левая — «ладонь — ребро — кулак».

Эффективным упражнением на синхронизацию правого и левого полушария является зеркальное рисование, рассказала эксперт:

В обе руки берется по карандашу, они одновременно рисуют на бумаге зеркально-симметричный рисунок.

Нейрофитнес может стать образом жизни, акцентировала нейпропсихолог:

Для этого достаточно ходить новыми маршрутами, путешествовать, осваивать новые для себя хобби, решать логические задачи, совершать привычные движения нерабочей рукой или ногой. Если снова проводить аналогию с обычным фитнесом, то, занимаясь по одной и той же схеме, мышцы привыкают к нагрузке и перестают расти. Привычные рутинные действия перестают нагружать и мозг — мы их совершаем не задумываясь, на автомате. Любые новые, непривычные и даже где-то некомфортные действия вновь включают мозг и стимулируют рост новых нейронных связей или связей от старых нейронов к новым. Так растет и развивается вся нейронная сеть.

Итак, нейрофитнесом заниматься можно и нужно, причем в любом возрасте, подвела итог Нара Совкова:

У детей благодаря пластичности и гибкости мозга закладывается основа хорошего обучения: происходит рост и укрепление нейронных связей между полушариями и отделами головного мозга, синхронизация их работы, улучшаются мелкая и крупная моторика, память, растет концентрация и внимание, развиваются речь, мышление и способности. Ребенок учится быстро и эффективно переключаться с одного вида деятельности на другой, лучше воспринимать информацию из внешнего мира, обрабатывать и анализировать ее.

Ранее мы писали о том, из-за чего возникает задержка речи у ребенка и как вовремя ее распознать.